
Воронеж и Ставрополь сложно назвать соседями. Между ними — больше семисот с половиной километров. Но и в одном, и в другом городе, люди, услышав фамилию Кащенко, обычно восклицают: «Щедрые были люди! Сколько добра сделали!» И имеют в виду одних и тех же людей — купеческую династию, известную своей благотворительностью.
Купцы Кащенко сделали состояние на торговле зерном. Основателем торговой фирмы стал Михаил Андреевич Кащенко. Он открыл своё дело в Бутурлиновской слободе Воронежской губернии. Его сын Василий Михайлович распространил торговлю на Северный Кавказ и в особенности — на Ставрополье. При нём фирма обзавелась оснащёнными по последнему слову техники паровыми мельницами и маслобойнями. Богач-миллионер, Василий Михайлович не забывал о бедных и обездоленных: щедро подавал милостыню, жертвовал храмам. И учил своих сыновей — Алексея и Александра — во всём поступать с ближними по-христиански.
Уроки не прошли даром. После смерти Василия Кащенко в 1886 году, его наследники — Алексей и Александр — на родине отца, в Бутурлиновской слободе под Воронежем, в память о нём выстроили величественный Преображенский собор — точную уменьшенную копию храма Христа Спасителя. Не только строительство и внешнюю отделку, но и внутреннее убранство до самой мельчайшей детали братья Кащенко оплатили из собственных средств. Старостой и попечителем храма стал Алексей Кащенко.
На свои личные деньги Алексей Васильевич построил и содержал Бутурлинское мужское двухклассное училище и гимназию в городе Боброве, где могли бесплатно обучаться дети из неимущих семей.
Александр Кащенко от брата не отставал. В Воронцово-Александровской слободе под Ставрополем, куда к тому времени он перебрался на постоянное место жительства, Александр Васильевич за собственный счёт построил ремесленное училище и прогимназию для крестьянских детей. На содержание учебных заведений он выделил особый капитал, а по церковным праздникам всегда приезжал к ученикам с угощением.
Когда в 1891 году Черноземье охватил голод из-за неурожая, братья совместно выделили крупную сумму для пропитания голодающих. Во время Русско-Японской войны Кащенко активно содействовали Воронежскому и Ставропольскому обществу Красного Креста, снабжая военные госпитали медикаментами. Александр Васильевич был председателем Воронцово-Александровского и Новогригорьевского комитета помощи раненым воинам.
В Воронцовской слободе из уст в уста до сих пор передаётся история о том, как после революции в дом к Александру Васильевичу Кащенко вломились красные комиссары и хотели учинить кровавую расправу, но... за «эксплуататора трудового класса» вступились... его же бывшие рабочие. А в Спасо-Преображенском храме Ставрополя по сей день хранится старинная мраморная доска, с именами жертвователей. Есть среди них и фамилия Кащенко.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема