
Фото: Imam Fadly/Unsplash
Святки, то есть дни от Рождества до Крещения, один из самых радостных периодов церковного календаря. Православные христиане во время Святок стараются больше общаться друг с другом, ходить друг ко другу в гости. Святки – время застолий. Рождественский пост закончился и, наконец-то, можно себя побаловать вкусной едой.
Дни от Рождества до Крещения радостно празднуются не только российскими православными. Их торжественно отмечает весь православный мир. Причём в каждой стране, где имеется своя Православная Церковь, со Святками связаны собственные самобытные обычаи.
Так, например, в Болгарии принято на второй день Крещения купать в прудах и реках молодожёнов. Дело в том, что праздник Крещения Господня непосредственным образом связан со святым пророком Иоанном Предтечей, который крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан. Потому праздник и называется Крещением.
Память святого Иоанна, как участника события Крещения, торжественно отмечается Церковью на второй день праздника. Православные христиане верят, что на Крещение вода становится освящённой и целебной. Тому есть подтверждение – крещенская вода не портится и не становится затхлой.
В Болгарии второй день Крещения является завершающим днём Святок и называется в честь святого пророка Иоанна «Ивановден». Сами понимаете, когда заканчивается что-то приятное, всегда очень хочется этот последний день провести наиболее весело. Вот почему Ивановден наполнен самыми разнообразными народными обычаями, среди которых - купание молодожёнов.
Кстати, молодожёнами, обязанными пройти через крещенское купание, в Болгарии считают не только тех, что поженился совсем недавно, но и просто всех тех, кто вступил в брак в течение года.
За тем, чтобы жених и невеста не избежали купания, строго следит кум, то есть крёстный жениха, который обычно является свидетелем на свадьбе своего крестника. Именно он толкает молодую пару в пруд или реку, действуя, конечно же, не из стремления похулиганить, а желая молодожёнам получить благодати от крещенской воды. Чаще всего, после молодой пары в воду залезает и сам кум, а вместе с ним и все родственники новобрачных. Болгары любят купаться на Крещение не меньше россиян. Благо, что климат в этой стране значительно мягче нашего. После купания традиционно устраивается торжественный обед. Крёстный жениха специально к нему готовит для молодожёнов особый хлеб, который болгары пекут к Ивановдню. Молодые, в свою очередь, одаривают кума своими подарками.
Ивановден — последний день, когда можно колядовать и обходить дома с рождественскими песнями. В болгарских селах на Ивановден устраивается общий для всех селян пир. На нём присутствуют ряженые, пляски которых развлекают народ. Все перечисленные обычаи свидетельствуют, что Ивановден — один из самых любимых и почитаемых в Болгарии церковных и народных праздников.
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили сегодня о традициях болгарского праздника Ивановден, второго дня церковного праздника Крещения Господня.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер