
Фото: Daniel Tuttle/Unsplash
Военные походы Александра Македонского имели не только политические последствия. Образованная им империя стала пространством, где смешались между собой разные культуры. В первую очередь, произошло проникновение греческих понятий и названий в языки ближневосточных народов. Хорошей иллюстрацией этого процесса является слово «ксанфик».
Со словом «ксанфик» мы встречаемся на страницах Библии — а именно во Второй книге Маккавеев. Маккавеи — собирательное название, которым обозначают древнееврейских патриотов, сопротивлявшихся языческим захватчикам. Этими захватчиками являлись, как раз, ставленники Александра Македонского, правившие разделившийся империей после его смерти. Во втором веке до Рождества Христова Палестина попала под власть селевкидов — потомков Селевка, правой руки и телохранителя Александра. Селевкиды разграбили храм Соломона, и пытались заставить евреев нарушить религиозные обычаи, в частности есть свинину. Это и другие действия захватчиков привели к восстанию маккавеев. Как повествует Библия древние евреи нанесли селевкидам существенное поражение в месяце ксанфик.
Ксанфик — слово, употреблявшееся в Македонии времен Александра. У македонцев имелся собственный годовой календарь. Он тоже состоял из двенадцати месяцев, но начинался не с зимы, а с осени. Ксанфик был шестым месяцем по счету и соответствовал нашим марту-апрелю. В еврейском календаре аналогом ксанфика был ниссан — наиболее значимый месяц в году. 14-го ниссана древние евреи вспоминали исход из Египта и праздновали ветхозаветную Пасху. Скорее всего, выступление маккавеев, состоявшееся в ксанфик, было не случайным. Они его организовали в канун ежегодного воспоминания освобождения от египетского плена. Итак, запомним, что церковнославянское слово «ксанфик» служит обозначением месяца в календаре древних македонян и соответствует нашим марту-апрелю.
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.