Подумайте, какая эмоция возникает у вас в ответ на критику или упрек? Без размышлений о виде критики, справедливая она или нет, а просто первая, мгновенная эмоция, возникающая сразу после того, как вы столкнулись с упреком в свой адрес. Что вы в этот момент чувствуете?
Спонтанная реакция на критику и упреки обычно негативная. Это возмущение, агрессия, протест, обида. Возникает желание как-то защитить себя, и тот, кого критикуют, начинает искать недостатки в другом. «Я такой?! Да это потому что ты сам такой!»
Парадокс: когда мы критикуем или упрекаем кого-то, то ожидаем, что человек нас услышит и станет «вести себя лучше». Но у человека возникает ответная реакция в виде агрессии, возмущения. То есть человек ведет себя «еще хуже».
В семейной жизни сложно обойтись совсем без критики. Но старайтесь уменьшать ее проявление. Стремитесь к тому, чтобы количество сказанных за день упреков, замечаний, высказываний недовольства не превышало количество хороших слов. Критика не делает нас лучше. Критика делает нас ранимыми или агрессивными. Пусть в вашем общении будет больше слов ободрения, поддержки, благодарности.
Ну а если все-таки возникла необходимость указать на ошибку, можно смягчить восприятие критики предварительным комплиментом или словами сочувствия. А завершить доброй шуткой.
— Ты сегодня отлично выглядишь. Было бы вообще замечательно, если бы ты еще успела собраться вовремя. Я конечно готов любимую женщину ждать всю жизнь, но боюсь, актеры театра ждать не станут.
— Милый, ты так много работаешь в последнее время, что похоже оперативная память мозга перегружена, поэтому ты опять забыл купить хлеб. Или это твой хитрый план посадить меня на диету?
Хорошая добрая шутка способна разрядить атмосферу, снизить эмоциональное напряжение. Если люди вместе над чем-то посмеялись, им уже сложно продолжать сердиться друг на друга. Юмор и комплимент — это сочетание способно сгладить негативное действие критики.
Прежде, чем выступить с критикой, спросите себя: а как я повлиял на сложившуюся ситуацию? Могу ли я делать что-то иначе,чтобы обойтись совсем без критики? Может быть взять на себя часть каких-то дел, чтобы жена успела собраться вовремя? Или своевременно напомнить мужу, что дома нет хлеба? Предлагайте свой вариант решения и тогда и критика превратится в добрый совет и предложение помощи.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема