
Кинолента «Красная палатка», снятая режиссёром Михаилом Калатозовым в 1969 году, основана на реальных событиях, потрясших мир в далёком 1928-м. Тогда над Северным полюсом потерпел крушение дирижабль «Италия». На его борту находились участники арктической экспедиции во главе с исследователем генералом Умберто Нобиле. Несколько человек погибли, а те, кто остался в живых, почти месяц провели на льдине. Спасательные отряды из разных стран, в том числе из Советского союза, отправились на их поиски. И именно наш ледокол, легендарный «Красин» вызволил выживших.
На экране мы видим художественную попытку осмыслить эту катастрофу. Дух захватывает от бескрайнего белого пространства. Единственная тёмная точка на котором — выкрашенная в красный цвет брезентовая палатка. Вокруг неё разыгрывается драма тех, кто оказался в арктическом плену, и тех, кто пришёл к ним на помощь. Один из самых сильных моментов фильма — эпизод, в котором пилот самолёта, находящегося на борту ледокола «Красин», рвётся на поиски пропавших. Погода стоит нелётная, но лётчик пытается убедить командира разрешить полёт.
— Я приказал готовить машину.
— А я запрещаю.
— Почему?
— А потому что ваша машина — это единственное, что у нас осталось. И преждевременно рисковать я не имею права. Будем ждать.
— Ждать? А чего ждать? Пока новый винт вырастет? Или пока нас льды раздавят?.. Мы пришли сюда людей спасать, а не трупы собирать по льдинам.
— Я отвечаю за экспедицию и рисковать не буду! И вам не советую. Вы что погубить себя хотите?
— Да я лётчик. Я — лётчик! Я по земле хожу хуже, чем летаю. И если я говорю, что могу взлететь, значит, я могу взлететь!»
Лётчика играет Никита Михалков — это одна из первых его ролей. Кстати, проект был международным, и кроме отечественных артистов в съёмках фильма «Красная палатка» участвовали зарубежные звёзды первой величины, например, Шон Коннери — он сыграл знаменитого исследователя Арктики Руаля Амундсена, и Клаудия Кардинале, воплотившая в картине вымышленную героиню — медсестру Валерию. Примечательно, что в итоге такого сотрудничества у «Красной палатки» оказалось две версии — советская и зарубежная, отличающиеся друг от друга по монтажу, музыке и ряду других деталей. Иностранные продюсеры позиционировали свой вариант картины как фильм-катастрофу. Отечественному же зрителю посчастливилось увидеть глубокую философскую притчу.
Режиссёр Михаил Калатозов воплотил её в отдельной сюжетной линии: спустя сорок лет после катастрофы дирижабля «Италия» призраки прошлого продолжают преследовать командира экспедиции Умберто Нобиле. Его терзают воспоминания. Герои событий, живые и мёртвые, являются ему в воображении, словно наяву. Они упрекают Нобиле, осуждают, убеждают, что только он один виноват в трагедии. Мы не просто наблюдаем этот суд совести. Душевные муки Нобиле невольно передаются и зрителю. И мы сострадаем, сопереживаем герою.
Финал внутреннего суда — неожиданный: призраки уже выносят Нобиле вердикт — «Виновен». Но вдруг... находят и собственную вину в произошедшем! Например, радист Биаджо с ужасом обнаруживает, что спасение экспедиции во многом зависело и от него — если бы он сумел вовремя починить радиостанцию, спасение пришло намного раньше.
Обвиняя теперь самих себя, призраки прошлого один за другим покидают Нобиле. В финале картины обвинителей не остаётся. Нобиле тоже признаёт свои ошибки, он прощён. Эти сцены «Красной палатки» напоминают евангельский сюжет о грешнице. Возмущённая толпа хотела побить её камнями, но разошлась, когда Христос предложил бросить первый камень тому, кто сам без греха.
Фильм «Красная палатка» Михаила Калатозова поражает неординарно выстроенной сюжетной линией, удивительной красоты пейзажами и прекрасной музыкой композитора Александра Зацепина. Картина смотрится на одном дыхании. А после просмотра не только продолжаешь искренне сопереживать героям, но и глубже всматриваешься в собственную душу.
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема