У меня есть две кошки и пёс. Но этот котёнок мне совсем не понравился. Царапучий, сопливый и с бельмами на глазах. Глаза белёсые, словно смотрит он сквозь запотевший скафандр. Котёнок был почти слепой. Мой взрослый сын назвал его Космос.
Нашёл его на улице, выходил, пролечил, насколько можно. Сказал: «Будет мой кот». Так и стало.
Характер у Космоса был ужасный. Сквозь бельма он видел смутно и потому пугался, прятался, царапался. Сын любил его всей душой, а я — старалась полюбить. Он никогда не ластился ко мне, тактично обходил стороной.
Весной сын уехал в командировку, мы перебрались в деревню. А слепому Космосу нельзя на улицу! И дом перешёл на аварийное положение: мои звери гуляли, но каждый выход стал мукой! Открыть дверь в сени, выпустить одного, закрыть дверь, пока Космос не вылез, открыть дверь на улицу, далее — в обратном порядке. И кошка, и другая, и пёс, и я, и муж... Окна затянули сетками, в доме стало душно.
Я Космоса не любила, но тем старательнее ухаживала. Мне было очень стыдно.
Один раз он всё же сбежал. Мы метались вокруг дома с криками «Космос! Космос!» Нашли его у леса под корягой. Контроль усилили. дверей стало три. Но кот стал открывать форточку. Поставили задвижечку. Он научился открывать задвижечку. Сидит и лапой задвижку крутит-крутит... Снова бегаю я вокруг дома. Как-то сосед, на мои вопли «Космос-Космос!» ответил из-за забора: «Я Земля! Приём-приём!».
Бедный кот хотел на волю. Я тоже очень хотела на волю — измучилась я!
И решила я Космоса обучить.
Надела на него шлейку, повесила медальон с номером телефона.
День за днём я выносила брыкающегося кота и выпускала в разных местах, на поводке. Космос в ужасе мчался к дому и впрыгивал в форточку!
Так я учила его возвращаться.
Наконец, мы открыли форточку. Кот вылез на крыльцо... и вернулся. На следующий день он изучал траву у дома. Потом палисадник, сад, огород. Мы с мужем следили за его прогулками.
Однажды он сбежал ночью. Я страшно испугалась, бросилась на участок. Как он там один, в ночи?! Зову, зову! И вдруг увидала, как светясь белой шкурой во тьме, Космос мчится к дому сквозь сад. Ловко виляя между стволами он летел по траве! Это была победа!
Я была счастлива. Он тоже. Сетки сняли. Двери открыли.
Космос гулял с утра до вечера. Он влезал на деревья, он ловил бабочек, ящериц, мышей! Он заматерел. Он осмелел.
Я-то привыкла, не замечаю, какие у него глаза, а сын, приехав, сказал: «Бельма-то... нет их почти...!»
На участке нашем теперь царит Космос! Он и территорию контролирует, каждое утро — обход по периметру; он и в траве на солнышке полёживает. И с участка уходит, да, туда, в поля. Ну что ж, парень учёный, пусть охотится.
Космос по ночам спит у меня под боком. А утром аккуратно трогает лапкой за щёку. Нет, не есть просит. Просится на улицу, гулять.
Это мой самый любимый кот. Космосинушка мой.
А сейчас — вернёмся к началу. Я ведь не любила его. Но теперь люблю всем сердцем. Что же случилось? Да вот что: я стыдилась нелюбви, я заботилась, ухаживала, я душу вкладывать стала. Тут, тут секрет — душу вкладывать!
Так это же — рецепт, уникальный. Он и для людей годится!
Если в твою жизнь приходит человек, которого ты не любишь, будь то тёща, невестка, сосед — начни заботиться. Начни вкладывать в него свои силы, свою душу. И ты полюбишь его. А он полюбит тебя. Знаю, что сделать такое не просто. Но, зато, потом — придёт счастье. Господи, как же чудесно ты устроил законы этого мира. Просто и величественно. Никогда не устану удивляться.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова