
Косму и Дамиана очень любили в родном посёлке, уютно расположенном в ближайшем предместье Рима. Иначе и быть не могло — в каждой семье здесь был хоть один человек, которого вылечили эти славные братья-доктора. Они рано осиротели, но состояние, оставленное родителями, помогло им не только прокормиться, но и брать уроки врачебного искусства у лучшего римского лекаря! Вскоре братья превзошли в мастерстве своего учителя — они исцеляли больных, которых тот объявлял безнадёжными. К тому же братья никогда и не у кого не брали платы за свою помощь. Наоборот — сами подавали нуждающимся пациентам щедрую милостыню от родительского наследства.
Многие в Риме считали, что исцелять людей Косме и Дамиану помогает Бог, в которого они верили — Иисус Христос, Распятый в Иерусалиме и, по твердому убеждению братьев, Воскресший из мёртвых. Исповедовать Христа Богом в третьем столетии, при императоре Карине, было опасно. На христиан писали доносы, их подвергали пыткам, заставляя отречься от веры и принести жертву языческим идолам, а в случае отказа казнили. Призвал к ответу император и Косму с Дамианом. Когда люди узнали об этом, то стали умолять братьев спрятаться ради своих пациентов, и врачи послушались односельчан.
Солдаты, посланные Карином, не найдя обвиняемых, схватили первых попавшихся жителей посёлка, чтобы наказать их, как заступников и укрывателей. Этого Косма и Дамиан допустить не могли. Они добровольно явились в Рим и предстали перед императором с просьбой отпустить людей, арестованных вместо них. Карин был разгневан.
— Так это вы исцеляете людей волшебной хитростью, соблазняя их своими бесплатными услугами отступать от отеческих богов и законов?
— Никакой волшебной хитрости мы не знаем, и нет в наших поступках соблазна. Болезни мы излечиваем силою Спасителя и Господа Иисуса Христа. А платы не берём потому, что Он заповедовал: «Даром получили — даром отдавайте». Обратившиеся ко Христу всем сердцем исцеляются не только телом, но и духом. И ты, император, можешь познать эту радость!
— Хватит болтать! Я призвал вас не витийствовать, а принести жертву богам!
— Мы непрестанно приносим жертву — молитву, благодарение и хваление, Единому Богу, Создателю мира, отдавшему на смерть Своего Единородного Сына ради спасения всех людей. А те истуканы, которым ты призываешь нас поклониться — это только камни, творение рук человеческих.
— Хватит! Замолчите! Вы испытываете терпение богов! Думаю, они накажут вас раньше, чем я велю вас казнить!
— В этот момент лицо императора исказилось, и шея скривилась — его разбил паралич. Он кричал и плакал, обращаясь к Косме и Дамиану.
— Что же вы смотрите на мое несчастье? Сделайте что-нибудь, вы же врачи, перед которыми отступает любая болезнь!
— Твое несчастье — в тебе самом! Отвергая Бога, который даровал тебе жизнь, ты ведешь себя, как безумец. Именем Господа Иисуса Христа прими исцеление и покайся ради Небесного Царства, в которое и тебя призывает Творец мира, Создатель Вселенной!
— Паралич отпустил Карина. История не сохранила сведений, исцелился ли он мятежной душой. Зато известно, что народ, присутствовавший на суде Космы и Дамиана, возгласил славу христианскому Богу, и многие пожелали принять Крещение.
Святые братья вернулись в село и по-прежнему служили людям своими дарами. Но надо же было такому случиться — Косме и Дамиану позавидовал учитель, который некогда делился с ними секретами своего мастерства. Он позвал их в лес, обещая показать удивительное по своим целебным свойствам растение. А в лесной чаще убил сначала одного брата, затем и другого.
Когда односельчане обнаружили тела убитых, горю их не было предела. Однако, вскоре люди заметили, что Косма и Дамиан и после своей смерти исцеляют всякого, кто обращается к ним с молитвенной просьбой.
Слава святых братьев прошла сквозь века, их имена и поныне звучат едино. И целительная помощь, которую они подают ради Христа, не иссякла!
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема