— Дядя Андрей, а почему музей, в котором мы находимся, называется Новый Иерусалим?
— О, это интересная история! Современное здание выставочного комплекса было построено сравнительно недавно, в 2014 году. А прежде экспозиция располагалась в Воскресенском монастыре здесь же, в подмосковном городке Истра. Обитель с начала своей истории именуется Новым Иерусалимом, поскольку в ней символически воссозданы знаковые места Святой Земли. От монастыря и музей унаследовал название.
— Его устроили после революции 1917 года?
— Не совсем так. Ещё в 1864 году монахи разместили в трапезной палате церкви Рождества Христова выставку, посвящённую создателю обители, патриарху Никону. После революции монастырь закрыли, и выставочным комплексом стали все его помещения.
— Но ведь это очень большая территория. Где взяли столько экспонатов?
— Сюда передавали картины и антиквариат из национализированных помещичьих усадеб, древние иконы из разорённых монастырей. В 1941 году, во время немецкой оккупации, архитектурный ансамбль обители серьёзно пострадал, многие артефакты были утрачены. А после Великой Отечественной войны коллекцию восполнили. Здесь появились уникальные экспонаты. Например, вот это полотно художника Константина Горбатова — «Ростов Великий. На озере Неро».
— Какая радостная картина! Я бы назвал её «Между небом и водой».
— Очень метко! Полотно разделено по горизонтали на две равные части. Сверху кучевые облака плывут по небу, внизу озеро отражает их, как зеркало. Закатное солнце щедро украсило пространство, золото плещет в небесной лазури и в синих волнах. А между небом и водой, как ты правильно выразился — узкая полоска суши. На ней в ряд выстроились храмы с разноцветными куполами.
— Как гирлянда! Какое детское восприятие жизни у художника! Наверное, он был счастлив в тот момент, когда писал эту картину.
— Как раз наоборот. Константин Горбатов переживал самый трудный период. Представь, 1943 год, разгар Второй мировой войны. Художник живёт в Берлине. Нацистские власти признали его неблагонадёжным, запретили выезд из страны и обязали дважды в неделю отмечаться в полицейском участке. Картины Горбатова, прежде востребованные, стали никому не нужны. Художник голодает.
— Подожди, а как он в Германии оказался?
— Можно сказать, случайно. Константин Горбатов по натуре был странником. Родился в Самарской губернии, учился в Риге в политехническом институте, затем в Санкт-Петербурге в Академии художеств. Окончив учебу, отправился на итальянский остров Капри по приглашению Максима Горького. Объездил почти всю Европу, вернулся в Россию. После революции вновь был вынужден её покинуть.
— Бежал от советской власти?
— Да, как многие соотечественники. В 1926 году поселился в Берлине. И какое-то время жил безбедно. Продолжал путешествовать, увлечённо работал. Персональные выставки Горбатова проходили во многих городах Германии, а также в Италии, Англии, Дании. Так продолжалось до прихода Гитлера к власти.
— А в трудную минуту художник вспомнил о России и посвятил ей картину?
— Горбатов никогда не забывал о родине. Тема древних русских городов красной нитью проходила через его творчество. А перед смертью в 1945 году Константин Иванович завещал всё своё наследие Санкт-Петербургской, то есть, в то время уже Ленинградской, академии художеств, с правом распоряжаться картинами по усмотрению ректората.
— Благодаря этому завещанию картина «Ростов Великий. На озере Неро» попала в музей в Истре?
— Да. И в этом усматривается Промысл Божий. Монастырь Новый Иерусалим закрыли безбожники, и Константин Горбатов бежал от революции. Музей, устроенный в стенах обители, разорили фашисты, и художник настрадался от нацистского режима. И вот, боль осталась в прошлом. А картина, исполненная света и любви к родине, радует посетителей Истринского музея своими чистыми красками.
Картину Константина Горбатова «Ростов Великий. На озере Неро» можно увидеть в подмосковном городе Истра, в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим.
Все выпуски программы: Краски России
Добрые слова. Евгения Ульева
Прожив больше 30 лет в браке, я открыла для себя множество секретов счастливой семейной жизни. Одним из них я хочу сегодня поделиться с вами.
Очень важно следить за своим языком. Нежные, ласковые и добрые слова в адрес жены и детей подобны теплому солнечному свету для растений. Лишний раз сказать: «Радость моя, ангел мой, солнышко, сыночек, доченька, женушка» никогда не помешает.
Как на удобренной почве буйно расцветают растения, так и в семье, где принято ласково называть друг друга, цветут нежные бережные отношения. Напротив, в семьях, где принято грубо общаться, обзываться, где распространены насмешки и колкости, создается атмосфера нелюбви, от которой в первую очередь страдают женщины и дети.
Чтобы научиться ласково разговаривать с окружающим, нужны внимание и тренировка. Каждый раз, когда вы обращаетесь к кому-то из своих близких, не поленитесь сказать ласковое слово, даже если эта конфликтная ситуация.
Сам Господь нам заповедовал любовь друг к другу. Но она начинается с ласкового слова, с нежной интонации, с доброжелательного тона. Даже справедливо ругая своих детей, я стараюсь это делать в уважительных и добрых выражениях.
Не сразу это понимание пришло ко мне. Сначала я обратила внимание на такую манеру общения в больших дружных многодетных семьях. В книге «Под кровом Всевышнего» Натальи Николаевны Соколовой, с которой я имела счастье общаться, я прочитала о том, как она ласково обращается со своими детьми. Хотя в жизни была строгая и требовательная женщина, обладавшая благородной внешностью и аристократическими манерами. Тем не менее все ее обращения были полны ласковых и добрых слов.
Велика сила слова: оно может убить, а может воскресить к жизни. Невозможно переоценить важность и нужность доброжелательных слов в каждом доме. Как говорится: «Доброе слово и кошке приятно», а тем паче человеку. Можно цитату какого-нибудь святого поискать на эту тему. Про кошку, конечно, тоже хорошо, но не помешает
От добрых слов оправдимся, а от злых осудимся. Всем нам пожелаю внимания к своим близким, доброжелательного тона и ласкового общения.
Автор: Евгения Ульева
Все выпуски программы Частное мнение
Борис Кустодиев. «Морозный день»
— Как же я люблю Бориса Кустодиева, Андрюша! Ты только взгляни на полотно «Морозный день» — сколько в нём свежести, удали, задора! Смотришь — и на душе становится веселее.
— Радостная картина, что и говорить! Уютная улочка. Невысокие купеческие особняки утопают в сугробах. Деревья покрыты инеем, словно сахарной глазурью. Дворник метлой поднимает снежную пыль. Белый в яблоках конь стремглав несётся в упряжке, по-лебединому выгнув шею. В санях две дамы кутаются от ветра в меха. Концы богатого воротника одной из них развеваются по ветру.
— А на облучке ямщик чуть привстал и натянул поводья — видно, желает угодить своим пассажиркам, подгоняет лошадь.
— Кричит, небось: «Но, родимая!». Полозья шуршат, колокольчик звенит под дугой. Красота!
— Это Саратов изображён? Мы сегодня гуляли по его старинным улицам — очень похоже.
— Нет, Кустодиев создал собирательный образ провинциального города. А прототипом могла послужить и Астрахань, где Борис Михайлович родился, и Кинешма, в окрестностях которой художник построил дачу-терем, и Кострома — там он тоже часто бывал. Да и в Москве можно отыскать такой уголок.
— А как полотно «Морозный день» оказалось здесь, в Саратовском художественном музее?
— Оно было в частной коллекции художника Валентина Юстицкого. Он жил в Саратове много лет, а в 1935-ом, переезжая в Москву, подарил картину здешней галерее.
— Царский подарок! Полотно, в котором оживают преданья старины глубокой!
— На тот момент не такой уж и глубокой старины. С тех пор, как художник написал «Морозный день», внешне жизнь в таких вот городках не изменилась. И на лошадях ещё ездили. И ямщик с картины 1913 года в 1935-ом мог всё так же сидеть на облучке, в том же синем армяке — шерстяном халате, надетом поверх тулупа.
— Ты подчеркнул, что жизнь оставалась прежней внешне. А что в ней изменилось по сути?
— Атмосфера после революции 1917 года стала гнетущей. И в тюрьму тогда могли посадить по вздорному навету, и расстрелять без суда и следствия. И даже дворник, хранитель порядка во дворе, сделался одним из символов террора. Бывало, такие вот простые мужики в валенках и с метлой сотрудничали с властью и принимали участие в арестах.
— Значит, в 1935 году Кустодиев уже не мог бы написать такую весёлую картину?
— Что на это ответить? Помнишь слова апостола Павла «всегда радуйтесь»? Кустодиев понимал, что этот призыв относится не только к благополучным временам. В 1913 году Борис Михайлович страдал от сильных болей так, что не спал по ночам. Врачи не могли поставить художнику диагноз, жизнь его наполнилась тревогой. Этого было более чем достаточно, чтобы погрузиться в мрачное состояние.
— И писать картины в тёмных тонах.
— А они светлы! Взгляни ещё раз на полотно «Морозный день». Ярко-жёлтые, бирюзовые стены домов. За деревьями виднеется малиновое здание храма, и в тон ему — солнце в зените. Цвета как будто выбирал счастливый ребенок, а не измученный болью страдалец. Борис Кустодиев вопреки обстоятельствам носил радость в своём сердце. И нам с тобой досталось к ней прикоснуться.
Картину Бориса Кустодиева «Морозный день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева
Все выпуски программы: Краски России
Михаил Нестеров. «Вечерний звон»
— Замечательный романс Александра Алябьева на стихи Ивана Козлова, Алеша! Не эта ли картина, что висит сейчас перед нами, вдохновила тебя спеть его?
— Да, Андрей, именно она — «Вечерний звон» Михаила Нестерова.
— Здесь, в Вятском художественном музее, прекрасная коллекция полотен! Но эта работа особенно проникновенная, и в самом деле располагает к раздумьям.
— Правда, Андрей! Казалось бы, что особенного тут изображено? Два деревянных домика в окружении деревьев. Виднеется шатровый купол храма. На переднем плане — песчаная дорожка среди зелёной травы. По тропе идёт монах. Лица не видно, но по согбенной спине можно предположить, что он далеко не молод. Зарисовка предельно простая, а смотришь, и сердце откликается.
— Нестеров умел затронуть душу в своих работах. И в картине «Вечерний звон» он как по нотам расписал общие человеческие чаяния. Вот, например, какой говорящий символ — высокая восковая свеча, которую старец держит перед собой. Её свет колеблется на ветру, дрожит, но не гаснет. И, кажется, что в этом огоньке сосредоточено всё лучшее, что есть в тебе самом — вера, надежда, любовь.
— И колорит картины вызывает светлые чувства.
— Колорит типичный неестеровский. Тихие краски северной русской природы. Нежная зелень травы, синие цветы, белёсое небо. Лучи закатного солнца играют на стёклах окон, румянят шатёр деревянной церквушки, бросают лиловые тени на крыши и стены домов. Все эти оттенки знакомы нам с детства. Они, как поётся в романсе «Вечерний звон», напоминают «о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом».
— И только монах, кажется, непричастен ни весенним краскам, ни воспоминаниям о детстве. Он с головы до пят укрыт чёрным плащом с капюшоном. И крест, изображённый на спине старика, смотрится как надгробие. Его фигура придаёт новый смысл самому названию картины. Может быть, вечерний звон возвещает закат жизни?
— Тут есть над чем подумать. Одежда на старце указывает, что он принял схиму — то есть, принёс самые строгие монашеские обеты. Про такого подвижника говорят, что он умер для мира земного, так что твоя ассоциация с надгробием вполне оправдана. Схимник отказался от здешних утешений ради общения с Богом. Он сосредоточил свое сердце на Источнике всякого блага и самой жизни. И переход в Вечность для него — это встреча со Христом. Не закат, а рассвет. Новые, неизведанные ещё, радостные перспективы.
— А Михаил Нестеров знал этого монаха?
— Нет, Алёша. Фигура схимника — собирательный образ русского монашества. Художник написал картину «Вечерний звон» в 1910 году, когда расписывал Покровский собор в женской Марфо-Мариинской обители.
— Это в Москве?
— Да. Михаила Васильевича пригласила создательница и настоятельница этого монастыря, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Младшая сестра императрицы Александры, супруги Николая Второго.
— Царский заказ! Выгодное дело!
— Если ты про материальную сторону, то выгоды для Нестерова никакой не было. Елизавета Фёдоровна большую часть своих средств тратила на благотворительность, и не могла много заплатить за роспись храма. Михаил Васильевич принял заказ и был счастлив его выполнить!
— Счастлив?
— Художник сам в этом признавался. Его радовало общение с Елизаветой Фёдоровной. Он восхищался чистотой её души, искренностью, милосердием, мудростью. Всеми теми христианскими качествами, которые составляют понятие святость. Именно образ матушки Елизаветы и вдохновил Михаила Нестерова на создание картины «Вечерний звон» — глубоко прочувствованной лирической зарисовки о смысле монашеского пути.
Картину Михаила Нестерова «Вечерний звон» можно увидеть в Вятском художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых.
Все выпуски программы: Краски России