Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, хорошо ты всё-таки придумал — съездить в Крым не летом, а весной. Какой красивый сейчас Севастополь! Свежая зелень, деревья в цвету. И даже здесь, в Севастопольском художественном музее, ярким весенним солнцем наполнен будто каждый уголок. А у нас в Москве только-только начинается оттепель...
— Кстати, Аллочка, «Оттепель» мы с тобою сейчас увидим!
— Наверное, на какой-нибудь картине? Я угадала?
— Да, Алла. Здесь, в музее имени Крошицкого есть замечательная работа, которая называется «Оттепель».
— Ну что ж, веди меня к этому полотну. И кто же его автор?
— Написал её художник Константин Иванович Горбатов. Вот она — посмотри, пожалуйста.
— Какая необычная, чудесная работа! Улица с домами и высоким храмом вся в фиолетовых тонах. Лужи на дороге серебрятся. Кажется, глядя на картину, я даже чувствую особенный, влажный и прохладный воздух весны, которая делает свои первые робкие шаги.
— Алла, не перестаю восхищаться тем, как тонко и поэтически ты чувствуешь живопись! Эта работа, действительно, очень лиричная, сразу видно, что мастер не просто запечатлел пейзаж, но и передал зрителям глубину собственных ощущений, которые испытывал во время письма.
— В картине определённо чувствуется взволнованное ожидание. Да и сам сюжет — ранняя весна — это всегда символ начала чего-то нового.
— Константин Горбатов написал «Оттепель» в 1910-м, за год до окончания Императорской Академии художеств. Возможно, в этом полотне он сосредоточил переживания, связанные с поисками собственного творческого пути. Ведь к призванию художника он пришёл не сразу.
— Неужели? А чем же он занимался до этого?
— Сначала он учился техническому рисованию — это, по сути, раздел черчения. Окончил Рижский Политехнический институт, потом поступил в Академию художеств, но — на архитектурный факультет. И только через год, в 1905-м, перевёлся на живописное отделение Высшего художественного училища.
— А знаешь, Андрей... Мне кажется, видно, что картину создавал человек, разбирающийся в архитектуре. Посмотри, какие чёткие линии у зданий, как мастерски передано пространство, перспектива.
— Да, пожалуй! Можно сказать, что на полотне «Оттепель» Константин Иванович Горбатов проявил себя и как физик, и как лирик... Вообще, он ведь был мастером именно городского пейзажа. Особенно любил русский Север. Много рисовал Псков, Великий Новгород, Вологду.
— Интересно, а какой город он изобразил на этом полотне?
— Петербург. Это Тверская улица. Обрати внимание на храм —старообрядческую церковь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Её построили в 1906-м. А через 4 года живописец запечатлел её на своей картине. И теперь мы можем увидеть, какой она когда-то была.
— Надо думать, храм пострадал в богоборческие времена?
— В советские годы в здании церкви располагался завод. Для его нужд к фасаду пристроили лифтовую шахту, прорубили новые окна. В 2000-е храм отреставрировали. И надо сказать, что его современный облик весьма похож на тот, что мы видим на картине «Оттепель».
— Андрей, это поразительно, но на картине видно... воздух! Посмотри только, он словно мерцает. И эта дорога с подтаявшим снегом тоже переливается удивительными красками — фиолетовыми, синими. Сгущается вечер. Тепло светятся окошки в домах. Куда-то спешат прохожие — может быть, в храм...
— Интересно, что сначала Константин Горбатов назвал этот пейзаж «Сумерки». Но потом изменил на «Оттепель».
— И правильно! Ведь «Оттепель» — это надежда на лучшее, на то, что впереди будут светлые дни. И пусть пока ещё холодно, тепло наступит уже совсем скоро.
— Давай, Аллочка, увезём потрясающее настроение, которое дарит эта картина, с собой, в нашу московскую оттепель!
Картину Константина Горбатова «Оттепель» можно увидеть в Севастопольском художественном музее имени Михаила Крошицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер