Спокойная жизнь Александра Невского во Владимире продолжалась недолго. В 1262 году, в наших пределах появились новые пришельцы. То были «бессермены» - купцы из средней Азии, которые откупили у Татар право собирать дань с Русской Земли. И стали собирать её так, что и до сих пор слово «басурман» считается бранным.
«Бессермены» особенно хитро опутывали неопытных людей громадными процентами за невнесенную вовремя дань и затем в большом количестве продавали своих должников. Русские люди не выдержали. Во многих городах стали изгонять бессермен, причем, некоторых из них убивали. Убит был тогда и отступник монах Зосима, перешедший в магометанство и утеснявший Православный народ. Тело его было брошено на съедение псам.
Расправа с бессерменами должна была вызвать сильнейшее негодование в Орде. Александр в это время готовился выступить против Ливонских рыцарей, но поручил вести войска сыну своему Димитрию. Сам же решил ехать в Орду, отклонить от Русской Земли новое вражеское нашествие.
Несомненно, он ехал туда почти на верную смерть. Хан Берке, получив известие об избиении бессермен, пришел в ярость и решил двинуть в наши пределы 300.000 своих войск, собранных для похода в Персию.
Однако милосердный Господь помог Александру и на этот раз спасти свою Родину от гибели. В Волжской или Кипчакской Орде происходили в это время великие несогласия. Один из главных татарских воевод — Ногай — отложился от хана и образовал независимую Орду на берегах Черного моря. Он вступил в союз с Греческим императором Михаилом Палеологом, который изгнал Латинян из Царьграда, и восстановил Византийскую империю.
Что же касается хана Берке, то он внезапно умер, и Александр, прожив около года в Орде, повел дело с новым ханом Менгу-Тимуром так искусно, что последний не только простил мятеж против бессермен, но и освободил Русских от обязанности давать свои войска для участия в походах Татар.
Четвертая поездка в Орду была последним земным подвигом Александра.
Возвращаясь домой, он заболел в пути и приехал в Нижний, уже изнемогая от слабости. Оправившись немного, он продолжал путешествие, но в Волжском Городце слег окончательно в Феодоровском монастыре. Чувствуя приближение конца своей многотрудной жизни, Александр стал просить о пострижении его в иночество с именем Алексия.
В келии, где лежал умирающий, собрались братия и все близкие ему люди. Слыша громкие рыдания верных слуг вокруг своего смертного одра, смиренный схимник Алексий открыл глаза и кротко произнес: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью».
Он сподобился причаститься Святых Тайн, после чего отдал Господу свою светлую душу, на сорок пятом году земной жизни.
Это было 14 ноября 1263 года.
В то время, когда Александр оканчивал свою жизнь в Волжском Городце, его верный друг и сподвижник, митрополит Кирилл, гостил во Владимире на Клязьме. Служа в соборном храме обедню, святитель внезапно поднял свой взор вверх и увидел, что перед ним, как живой, стоит Александр. Митрополит понял, что не стало великого защитника и печальника за Родину.
«Зашло солнце Земли Русской», — проговорил он сквозь слезы с амвона. Но никто не мог понять значения этих слов.
Тогда Кирилл, прерывая слова рыданиями, громко произнес: «Чада моя милая, знайте, что ныне благоверный князь великий Александр преставился». Ужас охватил всех при этих словах. Раздались вопли скорби и отчаяния. «Погибаем!» — вскликнули все единодушно.
Говорить о земных заслугах Александра перед Родиной излишне. Они навеки запечатлены в сердцах всех истинно Русских людей.
Скоро после Александра Невского сошел в могилу и Даниил Романович Галицкий. Когда он вернулся домой от Батыя с ханским пожалованием, то король Венгерский и Поляки стали наперерыв искать его дружбы, так как Даниил стал им страшен приобретенными связями с Татарами. Но сам Даниил не мог забыть «злой чести Татарской» и всех унижений, вытерпленных им в Орде. И решил искать сближения с Западом, чтобы иметь себе союзников для борьбы с монголами.
Он вошел в сношения с папой. Иннокентий Четвертый вздумал прельстить Даниила присылкой королевского венца. Тот отвечал: «Требую войска, а не венца, украшения суетного, пока варвары господствуют над нами».
Уступая настояниям матери и вельмож, Даниил принял венец, но скоро прекратил сношения с папой, убедившись, что помощи от него не будет.
Затем он несколько раз бил Татарские отряды, чем стяжал себе громкую славу у соседей и распространил свое влияние как в Польше и Венгрии, так и в Литве.
Но успехи над Татарами были непрочны. В 1261 году явился умный и деятельный Бурундай. Он потребовал, чтобы были срыты все крепости. Даниил, убедившись, что сопротивление невозможно, должен был этому подчиниться.
Даниил умер в 1264 году.
Неудача, постигнувшая доблестного Даниила по отношению Татар, ясно показывает, насколько проницательно и мудро относительно них было поведение Александра Невского.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема