
Ах, как грустно было, когда моя душа спала. Ведь пока она трудилась — появлялись картины, рассказы. Но потом она устала и уснула. А я-то не заметила, я порисовала ещё — да всё не то. Попробовала писать. Но писание, как замерзающий ручеёк, пожурчал и стих... А что я без души могу?
Я ей: «Давай порисуем». Молчит.
Села за мольберт — как-то всё никак...
Но кто же тогда я? Я-то хотела рисовать, писать! Или это только гордыня моя хотела? Ах, как нехорошо. Мне бы её, душу, не терзать, не трясти. Так и трясти я тогда устала. Так приуныла, что даже в Храм шла с трудом.
Сама словно спала. Только замечала, что не смеюсь, не слышу птиц, не вижу цвет. Думала: «Неужели навсегда?»
А ведь дело в том, что душа моя устроена так же, как и всё в Божьем мире. И есть у неё свои времена года: весна, когда она расцветает, как сад, всё видит, слышит, свистит синицей!
Лето, когда душа трудится, плодоносит. И плоды она приносит хорошие. Но есть у неё и зима, чтобы отдохнуть, как сад под снегом. И не стоило так пугаться! Весна обязательно придёт, если Бога не гневить. Если подождать смиренно.
А уж когда душа проснулась... Как замирало сердце от первой улыбки, скользнувшей по лицу! Как боялась я спугнуть мою душу.
Она ещё только просыпалась, а я робко звала: «Давай, моя хорошая. Я так грустила, пока у нас была зима. Радость-душа моя, ведь лето — будет?»
— Будет, — улыбалась душа.
Говорю сейчас, а на глазах — слёзы. Хорошие, светлые!
Знаю, что не у одной меня душа свои времена года соблюдает. И многие, так же как я, не знают, как быть.
Так что же делать, когда внутри зима?
Думаю, первым делом — оставить гордыню, делать то, что могу, терпеливо. Не даёт мне Бог взлётов вдохновения, значит не время теперь.
Екклесиаст сказал, что бывает пора разбрасывать камни, и пора собирать их.
Так, может, эта зима — и есть данная Богом возможность собрать в себе нечто важное, научиться, заняться тихим строительством внутри?
Может, это — то время, когда я в молитве лучше пойму свою душу? И в Храм нужно мне идти, не гадая, не раздумывая, как бы трудно ни было — идти в церковь. Потому что именно церковь — самый тёплый приют для души, там каждый может свою душу почувствовать и услышать, чего она хочет. А душа не подведёт. Проснётся вовремя. Тут уж Бог будет в помощь.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема