Князья Трубецкие давали бал. Казалось, вся московская знать собралась в гостиной зале их дома в Знаменском переулке. Оркестр играл вальс; пары кружились по начищенному до блеска паркету. Дамы постарше сидели в отдалении, развлекаясь наблюдением за танцующими. «Посмотрите, с кем это там наш Александр Сергеевич Пушкин вальсирует уже третий раз подряд?» - спросила одна из них. Другая, наведя лорнет, улыбнулась: «Да это же сама хозяйка – Надежда Борисовна Трубецкая!»
Вокруг Надежды Борисовны с юных лет собиралось самое изысканное интеллектуальное общество. Она любила литературу и искусство, была хорошо знакома с Вяземским и Гоголем, а Пушкин и Жуковский считались одними из ближайших друзей семейства. Надежда Трубецкая служила фрейлиной при дворе императрицы Александры Фёдоровны – супруги Николая Первого. Казалось, ничто не способно было омрачить её блистательной, красивой жизни.
Но вдруг, в одночасье, скончался супруг Надежды Борисовны. При дворе ходили слухи, что княгиня не любит своего мужа, которого все за глаза называли неуклюжим. Может быть, из-за того, что сама Трубецкая на сплетни внимания не обращала и никак их не комментировала, никто не ожидал, что смерть супруга станет для неё ударом. А Надежда Борисовна по-настоящему любила князя. Переживая горе от потери, княгиня уединилась в своём особняке. Шли дни, недели, месяцы, а Трубецкая всё не показывалась при дворе. В одиночестве, читая Священное Писание, она о многом передумала, и пришла к выводу, что жизнь не может состоять из одних балов и нарядов. Без любви к ближним и милосердия жизнь пуста и бессмысленна.
Она и раньше входила во всевозможные попечительские советы, делала пожертвования, но всё это больше напоминало формальность. Теперь же Надежда Борисовна осознанно решила посвятить себя благотворительности.
Зима тысяча восемьсот шестидесятого года выдалась тёплой и дождливой. Снег то обильно выпадал, то таял. И если респектабельные жители Первопрестольной жаловались лишь на капризы погоды и необходимость носить калоши, то многие московские бедняки, ютящиеся в подвалах, оказались в отчаянном положении. Талые воды проникали в их и без того сырые жилища.
На помощь пришла княгиня Трубецкая. Она сняла большой дом у Калужских ворот, и переселила туда тех, кому грозило затопление. И всё же это было временное жильё. «Опасность минует, и эти люди должны будут вернуться в свои сырые, затхлые, совершенно не пригодные к жизни подвалы», - размышляла Надежда Борисовна. И решила не допустить этого.
Вместе с несколькими поддержавшими её дамами из высшего света, княгиня Трубецкая организовала Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами. С помощью собственных средств и пожертвований, Надежда Борисовна сумела создать фонд Общества, состоящий из нескольких собственных многоквартирных домов и капитала. Таким образом, те, кто обращался в Общество за помощью, могли рассчитывать на получение квартиры, либо денежного пособия для аренды достойного жилья. Сама императрица Мария Фёдоровна покровительствовала этому важному проекту княгини Трубецкой.
Надежда Борисовна взяла под свою опеку Арбатское отделение дамского попечительства о бедных. При её деятельном участии открылась ремесленная школа для мальчиков и несколько бесплатных лечебниц.
В первые же дни Крымской войны тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, Надежда Трубецкая организовала в Москве Общество попечения о раненных и больных воинах. Впоследствии эта организация вошла в состав Российского Красного Креста. Позже Трубецкая на собственные средства устроила санитарный поезд, в котором сама, в качестве сестры милосердия, отправилась на фронт. Княгине к тому моменту исполнилось шестьдесят пять лет.
Совершая добрые дела, Надежда Борисовна не чувствовала возраста. Вернувшись из Крыма, она учредила в московских Хамовниках детский приют для сирот. А узнав, что в Оренбурге от страшного пожара пострадали едва ли не все его жители, лично отправилась туда с материальной помощью.
Надежда Трубецкая потратила на благотворительность ровным счётом всё своё состояние. В глубокой старости она осталась без средств к существованию. Но добро всегда возвращается к человеку сторицей. Созданное княгиней Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами дало приют своей благодетельнице и позаботилось о ней в последние годы её жизни.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема