Князья Трубецкие давали бал. Казалось, вся московская знать собралась в гостиной зале их дома в Знаменском переулке. Оркестр играл вальс; пары кружились по начищенному до блеска паркету. Дамы постарше сидели в отдалении, развлекаясь наблюдением за танцующими. «Посмотрите, с кем это там наш Александр Сергеевич Пушкин вальсирует уже третий раз подряд?» - спросила одна из них. Другая, наведя лорнет, улыбнулась: «Да это же сама хозяйка – Надежда Борисовна Трубецкая!»
Вокруг Надежды Борисовны с юных лет собиралось самое изысканное интеллектуальное общество. Она любила литературу и искусство, была хорошо знакома с Вяземским и Гоголем, а Пушкин и Жуковский считались одними из ближайших друзей семейства. Надежда Трубецкая служила фрейлиной при дворе императрицы Александры Фёдоровны – супруги Николая Первого. Казалось, ничто не способно было омрачить её блистательной, красивой жизни.
Но вдруг, в одночасье, скончался супруг Надежды Борисовны. При дворе ходили слухи, что княгиня не любит своего мужа, которого все за глаза называли неуклюжим. Может быть, из-за того, что сама Трубецкая на сплетни внимания не обращала и никак их не комментировала, никто не ожидал, что смерть супруга станет для неё ударом. А Надежда Борисовна по-настоящему любила князя. Переживая горе от потери, княгиня уединилась в своём особняке. Шли дни, недели, месяцы, а Трубецкая всё не показывалась при дворе. В одиночестве, читая Священное Писание, она о многом передумала, и пришла к выводу, что жизнь не может состоять из одних балов и нарядов. Без любви к ближним и милосердия жизнь пуста и бессмысленна.
Она и раньше входила во всевозможные попечительские советы, делала пожертвования, но всё это больше напоминало формальность. Теперь же Надежда Борисовна осознанно решила посвятить себя благотворительности.
Зима тысяча восемьсот шестидесятого года выдалась тёплой и дождливой. Снег то обильно выпадал, то таял. И если респектабельные жители Первопрестольной жаловались лишь на капризы погоды и необходимость носить калоши, то многие московские бедняки, ютящиеся в подвалах, оказались в отчаянном положении. Талые воды проникали в их и без того сырые жилища.
На помощь пришла княгиня Трубецкая. Она сняла большой дом у Калужских ворот, и переселила туда тех, кому грозило затопление. И всё же это было временное жильё. «Опасность минует, и эти люди должны будут вернуться в свои сырые, затхлые, совершенно не пригодные к жизни подвалы», - размышляла Надежда Борисовна. И решила не допустить этого.
Вместе с несколькими поддержавшими её дамами из высшего света, княгиня Трубецкая организовала Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами. С помощью собственных средств и пожертвований, Надежда Борисовна сумела создать фонд Общества, состоящий из нескольких собственных многоквартирных домов и капитала. Таким образом, те, кто обращался в Общество за помощью, могли рассчитывать на получение квартиры, либо денежного пособия для аренды достойного жилья. Сама императрица Мария Фёдоровна покровительствовала этому важному проекту княгини Трубецкой.
Надежда Борисовна взяла под свою опеку Арбатское отделение дамского попечительства о бедных. При её деятельном участии открылась ремесленная школа для мальчиков и несколько бесплатных лечебниц.
В первые же дни Крымской войны тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, Надежда Трубецкая организовала в Москве Общество попечения о раненных и больных воинах. Впоследствии эта организация вошла в состав Российского Красного Креста. Позже Трубецкая на собственные средства устроила санитарный поезд, в котором сама, в качестве сестры милосердия, отправилась на фронт. Княгине к тому моменту исполнилось шестьдесят пять лет.
Совершая добрые дела, Надежда Борисовна не чувствовала возраста. Вернувшись из Крыма, она учредила в московских Хамовниках детский приют для сирот. А узнав, что в Оренбурге от страшного пожара пострадали едва ли не все его жители, лично отправилась туда с материальной помощью.
Надежда Трубецкая потратила на благотворительность ровным счётом всё своё состояние. В глубокой старости она осталась без средств к существованию. Но добро всегда возвращается к человеку сторицей. Созданное княгиней Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами дало приют своей благодетельнице и позаботилось о ней в последние годы её жизни.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди