Клайв Стейплз Льюис и Хелен Джой Дэвидмен говорили, что вся их жизнь была долгой дорогой друг к другу.
Льюис родился в тысяча восемьсот девяносто восьмом году в состоятельной семье. Мать Клайва рано умерла. Едва поступив в Оксфорд, юноша добровольцем ушёл в армию, участвовал в Первой мировой, был ранен. После окончания колледжа Клайв Льюис остался в Оксфорде преподавать литературу и английский язык.
Главным предметом литературных трудов Льюиса стала вера. Его богословские книги «Письма Баламута», «Просто христианство» быстро приобрели известность. Но настоящую славу ему принесли «Хроники Нарнии», семь повестей в жанре фэнтези.
Американская писательница Хелен Джой Дэвидмен была на семнадцать лет младше Льюиса. В двадцать три года девушка получила престижную Йельскую премию за сборник стихов, подрабатывала журналистикой и киносценариями. В юности Джой была атеисткой, симпатизировала коммунистической партии, вышла замуж за репортёра-коммуниста Джона Грэшема. Родилось двое сыновей, но брак был несчастливым. Муж пил, изменял Джой, в конце концов он оставил жену.
Ещё во время замужества Джой стала задумываться о вере в Бога. Размышляя об этом, она написала Клайву Льюису. Письмо Джой содержало интересные вопросы и глубокие комментарии. Они свидетельствовали о её неподдельном интересе к христианству и проницательном уме. Между богословом и писательницей завязалась оживлённая переписка.
В тысяча девятьсот пятьдесят втором году Джой Дэвидмен приехала погостить в Англию, чтобы лично встретиться с Льюисом.
Его друзья были изрядно шокированы прямолинейностью американки. Но Льюису понравилась манера Джой с азартом дискутировать, размышлять, отстаивать своё мнение. Он говорил: «Её ум был сильный и гибкий, как леопард. Я быстро научился не нести вздор, разве только из чистого удовольствия наблюдать её реакцию, из удовольствия быть ранимым и смешным в её глазах».
Джой восхищалась Льюисом, а подруге написала: «уже тогда я мысленно вышла замуж за него». Она обосновалась в Оксфорде, перевезла туда детей.
Писатели были друзьями, собеседниками, компаньонами, и не более. Сын Джой, Дуглас Грэшем, говорил: «Мне кажется, что Клайв довольно скоро стал испытывать к маме любовь, но ему потребовалось много времени, чтобы осознать свои чувства и особенно чтобы принять их».
Клайва и Джой подтолкнули друг к другу обстоятельства: в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году английские власти отказались продлевать Джой вид на жительство. Из благородства Льюис предложил заключить брак. Это была гражданская процедура, они расписались в мэрии.
А буквально через два месяца у Джой диагностировали рак кости. Вскоре она перенесла три операции. Льюис не отходил от больной. «Я никогда еще так не любил её, как с тех пор, когда её постигло несчастье», — признавался Клайв. Он сказал Джой, что хочет настоящего брака — то есть венчания.
Таинство совершили прямо в больнице. И случилось чудо — наступила ремиссия. Любящие люди получили передышку, время, чтобы насладиться искренним неподдельным счастьем. Вместе супруги побывали в Ирландии и Греции. Но угроза болезни не отступала. Льюис так описывал другу их настроение с Джой: «Ты не поверишь, как нам весело — медовый месяц на тонущем корабле».
Жена вдохновила Клайва на новые книги. Одна из них — «Любовь», размышления о четырёх видах любви — любви родственной, дружбе, влюблённости и самом высоком виде — любви-даре.
Через два года болезнь вновь дала о себе знать. В июле тысяча девятьсот шестидесятого года Хелен Джой скончалась. Её смерть подкосила Льюиса, он лишь на три года пережил жену. Свою скорбь писатель выплеснул на страницах книги-дневника «Боль утраты».
В ней Льюис воспел свою любимую: «Хорошая жена соединяет в одном лице всех, кто тебе необходим на жизненном пути... Она была мне дочерью и моей матерью, моей ученицей и моим учителем, моей слугой и моим господином, верным товарищем, другом, спутником, однополчанином. Моей возлюбленной...»
Псалом 93. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из регулярно встречающихся тем Священного Писания — это тема справедливости. В таком положении дел нет ничего удивительного, ведь и в жизни вопросы справедливости далеко не самые последние. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 93-й псалом, в этом псалме мы вновь услышим ответ на вопрос о воздаянии попирающим закон Божий людям.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
У исследователей нет единого мнения о точной датировке только что прозвучавшего псалма: с определённостью можно сказать лишь то, что он появился либо в период Вавилонского плена в 6 веке до Рождества Христова, либо вскоре после его окончания. Впрочем, точная дата не имеет большого значения, ведь псалом касается той проблемы, которая не зависит от каких-либо внешних факторов — при любом государственном устройстве и при любом уровне развития общества будет оставаться место для несправедливости. Дело здесь, как мы понимаем, в самой природе человека, повреждённой грехопадением Адама и Евы.
В 93-м псалме обращает на себя внимание описание поведения нечестивых. Эти люди «изрыгают дерзкие речи», «вдову и пришельца убивают», но самое важное состоит в том, что они «говорят: „не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев“». Увы, но подобное поведение нам прекрасно знакомо, мы видим его и у наших современников, часть которых полагает, что, отрицая бытие Божие и произнося в связи с этим безумные речи, они делают какое-то удивительное открытие, что в этом есть нечто новое и свежее, нечто такое, что противостоит невежеству живущих дремучим прошлым верующих людей. Но нет: так говорили и так себя вели люди задолго до Рождества Христова, и им тоже казалось, что они обрели истинную свободу, что им удалось скинуть путы нравственного закона.
Автор псалма предлагает таким людям задуматься о себе самих, о своём происхождении, и обратить внимание на Творца — Бог, сотворивший наши органы чувств, не слеп, не глух и не бесчувственен, Он рано или поздно отреагирует на безумие тех, кто отвергает Его закон, и реакция Бога этим людям категорически не понравится.
Конечно, в современном мире отсылка к сотворению Богом человека утратила свою актуальность. В наши дни может помочь обращение к разуму: если человек действительно разумен, то он не может не чувствовать свою ограниченность, и даже если он не верит в Бога, он не станет отрицать вероятность собственной ошибки, потому что заключительные слова прозвучавшего сегодня псалма слишком страшны, чтобы не обращать на них внимание: «Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93:22-23).
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 93. На струнах Псалтири
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев".
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит,- Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: "колеблется нога моя",- милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
12 июня. О подвиге и почитании Преподобного Исаакия Далматского

Сегодня 12 июня. День памяти Преподобного Исаакия, игумена константинопольской Далматской обители, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге и почитании — священник Августин Соколовски.
В 330 году Константин Великий основал новую столицу Римской империи, которая получила название Константинополь, на европейском берегу Босфора. Спустя всего 7 лет после основания города, когда царь завершал свой земной путь, в столице уже было целых 15 монастырей.
Наименование своё святой Исаакий Далматский получил вовсе не по исторической области Далмациина Балканах, как многие думают, но по имени ктитора,мецената Далмата, который устроил монастырь, позже сам стал в нём монахом и даже был прославлен церковью во святых. Первым игуменом Далматского монастыря был святой Исаакий.
Он был родом из Сирии и первоначально жил отшельником за городской стеной. Когда новый византийский император Валент начал открыто поддерживать еретиков-ариан и преследовать православных, Исаакий прервал своё уединение и буквально вышел навстречу правителю с обличением. Валент тогда отправлялся на войну с готами. Он приказал арестовать Исаакия и держать его в узах с тем, чтобы расправиться с ним по возвращении. Однако вскоре Валент был убит.
Вместе со свободой Исаакий обрёл и славу исповедника, которая стала причиной того, что его просто принудили возглавить монастырь. Спустя 13 веков, в день памяти святого Исаакия, в Москве родился будущий первый российский император Пётр Великий.
Чтобы почтить своего небесного покровителя, Пётр повелел воздвигнуть в будущей новой столице на Неве церковь его имени. Она неоднократно перестраивалась, чтобы в итоге стать тем величественным Исаакиевским собором, крупнейшим храмом Санкт-Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема