
Фото: Ната Рута/Unsplash
Густая тайга гудела от вьюги. Между деревьев, петляя и кренясь на бездорожье, ползли сани. Лошадь по колено увязала в снегу...
В санях сидели две женщины, укутанные толстыми шерстяными платками, в длинных овчинных тулупах с высоко поднятыми, завязанными по самые глаза воротниками. Экипаж вынырнул из-за высокого сугроба, и вдруг за деревьями, совсем близко, показались огни.
— Омск! — радостно крикнул возница.
Женщины устроились в одной из городских гостиниц. Развязывая примёрзший к волосам платок, одна из них сказала по-английски:
— Милая, давай вернёмся назад. Здесь пока ещё есть хоть какая-то цивилизация, а там, куда мы держим путь, дикий край. Мы можем погибнуть если не в дороге, то потом — в любой момент!
Но её подруга лишь покачала головой. Она не собиралась сдаваться! Приняв решение поехать в Сибирь, в отдалённый, затерянный в тайге посёлок, где жили прокажённые, женщина понимала, на что идёт.
— Нет, я поеду дальше, — твёрдо ответила она.
— Что ж, — опустив голову, сказала её попутчица, — Тогда я возвращаюсь без тебя.
На следующее утро сани продолжили свой путь по бескрайней тайге. Теперь в них ехала лишь одна пассажирка.
Её звали Кейт Марсден. Она родилась в Англии, в богатой семье успешного адвоката и с детства мечтала посвятить себя помощи бедным, больным и калекам. Едва ей исполнилось шестнадцать, Кейт пошла работать сестрой милосердия в один из лондонских госпиталей Красного Креста. В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году началась Русско-Турецкая война и девушка в составе группы добровольцев отправилась в Болгарию — ухаживать за русскими солдатами. Там, в госпитале, где трудилась Марсден, у одного из раненных солдат обнаружили лепру, или проказу. К больному тут же отказались приближаться все доктора и сиделки. И только Кейт продолжала самоотверженно ухаживать за несчастным, пока его, завернув в толстый тряпичный кокон, не увезли в Сибирь, где, как говорили, находилось что-то вроде резервации для прокажённых. До глубины души поражённая таким отношением к больному, Кейт дала Богу обещание сделать всё, что в её силах, чтобы изменить участь страдающих лепрой людей.
Вот почему зимой тысяча восемьсот девяностого года Кейт Марсден в открытых санях ехала по заснеженной тайге. Её путь лежал далеко на север — в Якутию, в Вилюйский округ, где жили прокажённые. Сани, лодка, верховое седло — путешествие Кейт длилось несколько месяцев. Только в конце июня, в сопровождении охраны из казаков, которую ей обеспечил епископ якутский Мелетий, благословивший Марсден на её начинание, она достигла конечного пункта.
Увидев, в каких чудовищных условиях живут здесь прокажённые — и из местного населения, и те, кого привозили сюда из городов — Кейт немедленно взялась за организацию цивилизованной поселенческой колонии. На высоком, сухом берегу в одиннадцати километрах от Вилюйска она выстроила целый деревянный город: жилые дома, больница, ферма, мастерские, пекарня, школа, церковь. Уже на первом этапе строительства Кейт потратила почти всё, что досталось ей в наследство от отца — а это было весьма большое наследство! Тогда она обратилась ко всем неравнодушным людям Сибири с призывом жертвовать на благое дело. Так ей удалось вовлечь в свой проект многих людей и собрать значительную сумму. Две с половиной тысячи фунтов стерлингов выделил Лондонский благотворительный комитет. В тысяча восемьсот девяносто восьмом году епископ Якутский Мелетий освятил вилюйский городок для прокажённых.
...В тысяча девятьсот девяностом году в Якутии, неподалёку от бывшего Вилюйского поселения бы найден крупный алмаз весом больше пятидесяти пяти карат. Этот драгоценный камень назвали в честь женщины, которая сто лет назад, не испугавшись морозов и неизвестности, приехала сюда, чтобы заботиться об отверженных и стала для них ярким алмазом милосердия и доброты — Кейт Марсден.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема