Четыреста с лишним лет пребывал израильский народ в египетском плену, прежде чем в тринадцатом веке до Рождества Христова пророк Моисей получил от Бога призвание вызволить соплеменников из тяжелой неволи. Выполнить эту миссию оказалось непросто. Раз за разом ветхозаветный праведник ходатайствовал перед фараоном о свободе для евреев, но надменный правитель оставался глух к этим просьбам.
Чтобы вразумить египетского монарха, на Египет одно за другим обрушивались бедствия. Библейская книга Исход рассказывает, что вначале все источники в стране превратились в кровь. Затем жабы заполонили не только улицы, но и дома египтян. Вслед за нашествием земноводных на людей ополчились насекомые – от обилия мошек в воздухе трудно было дышать, а мухи, которых за особую ярость называли пёсьими, нещадно жалили и старых и малых.
Фараон и после этого отказался отпустить пленников, и жители Египта с ужасом ожидали – какая еще кара постигнет их? Пятая и шестая казни не заставили себя ждать. Это были эпидемии неизлечимых болезней. Первая, эпидемия моровой язвы, коснулась только животных, которые паслись в поле. Вторая стала косить не только скот, но и людей. Тела египтян покрылись нарывами, от которых не исцеляли ни лекарства, ни заклинания жрецов.
В конце двадцатого века американские ученые решили рассмотреть египетские казни с естественнонаучной точки зрения. Среди прочих вопросов, их волновало, от каких именно болезней пострадал Египет из-за упрямства фараона. Эпидемиолог из университета штата Коннектикут Джон Марр заявил, что первую волну эпидемии вызвало распространение опасной вирусной инфекции, называемой «блютанг», что в дословном переводе означает «синий язык». А причиной второй волны стало инфекционное бактериальное заболевание «сап».
Комментарий эксперта:
Более всего библейскому описанию соответствует вирус «блютанг», заражение которым выражается в лихорадке и язвенном поражении слизистых оболочек и кожи. Прогноз при этом заболевании неблагоприятный и в наши дни, когда существуют специальные лекарственные препараты. В Египте в тринадцатом веке до Рождества Христова страдающие «синим языком» животные были обречены.
Эпидемии «блютанга» случаются во время сезонного подъема активности насекомых. Специфическими переносчиками этого заболевания являются комары – куликоиды. Те самые мелкие комарики, чье нашествие было одной из египетских казней, предшествовавших моровой язве.
Течение заболевания, вызванного вирусом «блютанг», как правило, осложняется присоединением бактериальных инфекций. Именно так, видимо, и произошло в Египте. Пораженные слизистые и кожные покровы ослабленных животных стали благоприятной средой для развития бактерий, вызывающих сап - неизлечимое заболевание, способное поражать не только скот, но и людей. Причиной заражения сапом могут быть как укусы насекомых, так и употребление в пищу мяса зараженного животного. Именно сап следует считать причиной описанных в Библии гнойных нарывов, которые поразили египтян.
В то время как эпидемиологи пытались разгадать медицинский аспект пятой и шестой египетских казней, культурологи заинтересовались другим интересным моментом. Возвещая фараону о том, что жителей Египта поразят незаживающие кожные нарывы, Моисей бросил в воздух горсть пепла из печи. Такое же самое совершил перед глазами монарха и брат пророка Аарон. Что это значило? Известный английский египтолог Говард Харпер предположил, что это действие отсылает нас к ритуалам, принятым в египетских языческих культах.
Комментарий эксперта:
Одним из почитаемых в Египте идолов был Сет, который считался богом зла и неудачи. К помощи этого божества египтяне прибегали, когда их преследовали скорбные обстоятельства. Жертвы, приносимые Сету, сжигались на огне, а пепел затем развеивался в воздухе. В то время, когда на страну чередой обрушились казни, жрецы этого идола таким образом пытались противостоять бедствиям. Но все их действия были тщетны.
По всей вероятности, для фараона ритуалы были чрезвычайно важны. Именно поэтому Моисей и совершил перед ним этот акт разбрасывания пепла.
Культурологический анализ ученого-египтолога пролил свет на описанное в Библии загадочное действо, совершенное Моисеем и Аароном в преддверии очередной казни. Фараон увидел, что обычная сажа из печи, развеиваемая по ветру именем Единого Бога, имеет больший вес, чем идоложертвенный пепел египтян. Это должно было убедить его в том, что Бог иудеев – Создатель мира, повелевающий стихиями, в Его власти насылать болезни и исцелять людей. Однако фараон продолжал упорствовать, и евреи оставались в плену.
«Измеряемая благотворительность». Ирина Мерсиянова, Татьяна Богословская
Гостями программы «Делатели» были представители Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: директор Ирина Мерсиянова и сотрудник Татьяна Богословская.
Разговор шел об исследованиях: почему люди участвуют в благотворительных проектах, в частности в проекте по восстановлению разрушенных домов в Мариуполе, и что им это дает. Наши гости рассказали, что именно православные чаще всего вовлечены в социальное служение, а также как церковные благотворительные проекты влияют на отношение людей к Церкви в целом.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Угольки мудрости

В давние годы жил один могущественный и грозный хан. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и пастбища обширнее, и места для жизни удобнее. Путь до этих земель был долгий и трудный, поэтому хан приказал всех стариков оставить на старом кочевье, чтобы они не были во время перехода всем обузой.
Но один из подданных хана по имени Цырен не захотел обрекать на голодную смерть своего отца. Сговорился он со стариком, что спрячет его в крытой повозке и тайно от всех перевезет в новые места.
Поднялся хан со своим народом, всеми своими стадами, и отправился с юга на север — в далекие земли. И никто не знал, что вместе с женщинами и детьми в одной из крытых повозок ехал старый отец Цырена. Тайком от всех добрый парень кормил и поил своего отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы тот мог расправить затёкшие руки и ноги.
Два дня шли кочевники, останавливаясь ночью на привал. А на третью ночь вдруг хлынул такой сильный дождь, что разом залил все костры. Как ни бились люди, никак не могли развести огонь.
Наконец, кто-то заметил на вершине далекой горы огонёк костра. Хан дал приказ сейчас же отправиться на гору и принести в долину огонь. И один, и другой, и третий из подданных ханаотправлялись на гору. Все они находили под густой елью охотника, который грелся у костра. Все они брали горящую головню, но донести её до своей стоянки не могли — головня под дождем гасла.
Пришёл черед идти за огнем Цырену. Пробрался он в повозку к своему отцу и спросил:
— Отец, научи, как мне донести огонь с вершины горы до стоянки?
— Не бери горящие головни — они все равно погаснут по дороге: или истлеют, или дождь их зальёт, — сказал старик. — Возьми с собой большой горшок, набери в него побольше углей, и принесешь огонь на стоянку!
Цырен так и сделал. Вся долина огласилась криками радости, когда он вернулся, раздул угли и из них вспыхнул огонь. Люди развели костры, обогрелись, приготовили пищу. Узнал хан, кто принес огонь, приказал Цырену явиться к нему шатёр и спросил строго:
— Что же ты молчал? Почему сразу не сказал, как надо донести огонь?
— Я ведь поначалу и сам не знал...— ответил Цырен.
— Как же ты узнал потом? — стал допытываться хан.
Пришлось Цырену признаться, что приказ хана он выполнил только благодаря совету своего отцу, которого везёт с собой в крытой повозке.
Крепко задумался хан и сказал:
— Вот что значит жизненный опыт... Это — это угольки мудрости, без которых нам не обойтись.
Наутро хан велел слугам, чтобы они возвращались и всех стариков забрали на новое кочевье. Благо, от прежнего недалеко ещё отъехали.
(по мотивам бурятской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Опера Михаила Глинки «Жизнь за царя»

Фото: PxHere
Первая опера — театрализованное музыкальное произведение — появилась во Флоренции в 1598 году. Она называлась «Дафна» и была написана итальянским музыкантом Якопо Пери. Новый музыкальный жанр быстро стал популярен во многих европейских странах. При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах опера пришла и в Россию. Русские композиторы стали писать для опер музыку и придумывать сюжеты, близкие и понятные отечественному слушателю.
Первую русскую национальную оперу — «Жизнь за царя», известную во всём мире, написал композитор Михаил Глинка. Сюжет для музыкального произведения ему подарил поэт и литературный критик Василий Жуковский. Он предложил Глинке использовать для оперы историю о подвиге Ивана Сусанина — русского крестьянина, отдавшего свою жизнь за будущего царя — Михаила Фёдоровича Романова.
Сюжет обращался к событиям 1612 года, когда смутное время подошло к концу, и в Москве на престол избрали нового царя. Это не устраивало польских завоевателей, уже изгнанных из столицы, но не оставивших надежды посадить на русский престол своего наследника. Польский отряд отправился под Кострому, где в Ипатьевском монастыре, вместе с матерью находился избранный царь Михаил Романов. Вражеский отряд не знал точной дороги к монастырю, поэтому стал искать проводника недалеко от Костромы в селе Домнино. Их вызвался проводить русский крестьянин — Иван Сусанин. Однако вместо того, чтобы показать дорогу к царю, Иван завёл поляков в лесную глушь, где и был убит разъярёнными врагами. Русский царь Михаил был спасён, и Россией начала править новая династия Романовых.
Опере с историческим и национальным сюжетом покровительствовал лично император Николай I. Поэтому композитору посоветовали изменить первоначальное название — «Иван Сусанин», на более торжественное — «Жизнь за царя».
Премьера музыкального произведения состоялась 7 ноября 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга, предшественнике Мариинского театра. Опера имела большой успех, но главное — понравилась императору. Николай I даже вручил Глинке памятный перстень, который музыкант подарил своей супруге — Марии Петровне. Впоследствии, новым музыкальным произведением стали открывать сезоны императорских театров.
Впрочем, после премьеры композитор ещё редактировал своё произведение, добавляя и убирая музыкальные фрагменты. Но общий замысел не менялся: опера рассказывала о жизни русского православного человека, положившего самое ценное, — жизнь — за своего царя и Отечество. В музыкальном мире опера получила множество восторженных отзывов. Глинка смог передать в музыке русские национальные мотивы, а ещё впервые в истории жанра не стал использовать разговорные диалоги: арии сменялись романсами и хорами, образуя единую музыкальную канву.
Даже революционные события 1917 года не смогли помешать исполнению невероятной музыки. Сюжет и слова произведения были переделаны: из текста вымарали все фрагменты, связанные с монархией. Но всё же сохранили общий посыл произведения — жизнь во имя Отечества. Оригинальный вариант оперы вновь был исполнен в 1988 году и продолжает исполнятся до сих пор.
«Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!»
Все выпуски программы Открываем историю