
В шестнадцатом веке в Россию переселилось немало сербов из Трансильвании — исторической области на северо-западе современной Румынии. Православные жители тех мест бежали от владычества турецкого султана и приняли приглашение русского правительства обосноваться под Херсоном.
Одна из сербских семей привезла с собой фамильную реликвию — небольшую икону Божией Матери, написанную на холсте, наклеенном на доску. Это был образ, соответствующий иконописной традиции Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой удерживает Младенца Христа, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Сербы, поселившиеся неподалёку от Херсона, передавали икону из поколения в поколение. А в 1809 году святыню приобрела русская помещица Иулиания Касперова, проживавшая в родовом имении Касперово в Херсонской губернии. Этой женщине на долю выпало много несчастий. Принеся в дом древний образ Небесной Заступницы, Иулиания Ионовна всю ночь изливала своё горе перед Богородицей. А наутро она с изумлением обнаружила, что икона обновилась, а лик Божией Матери просветлел.
Женщина поделилась радостной новостью с соседкой по имению, дворянкой Верой Бурляевой. Та многие годы мучилась от паралича левой руки. Помолившись перед обновлённым образом Богородицы, болящая выздоровела. Весть о чуде распространилась по окрестностям. Люди всех сословий, страдавшие различными недугами, потянулись в Касперово. Они просили помощи Царицы Небесной перед Её иконой — и исцелялись!
В 1846 году Касперовскую икону официально признали чудотворной. Хозяйка подарила святыню Никольскому храму, расположенному в её имении. Ежегодно в праздник Вознесения Господня образ крестным ходом приносили в Херсон, а затем возвращали в Касперово.
В 1854 году, во время Крымской войны, чудотворную икону Небесной Заступницы доставили в осаждённую англичанами Одессу. На молебен перед Касперовской иконой собрался весь город. И неприятель снял осаду! Церковь постановила праздновать чудесное освобождение Одессы ежегодно 14 октября. Касперовская икона и поныне горячо любима одесситами. Святыня хранится в кафедральном Успенском соборе города.
Все выпуски программы Небесная Заступница
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема