В шестнадцатом веке в Россию переселилось немало сербов из Трансильвании — исторической области на северо-западе современной Румынии. Православные жители тех мест бежали от владычества турецкого султана и приняли приглашение русского правительства обосноваться под Херсоном.
Одна из сербских семей привезла с собой фамильную реликвию — небольшую икону Божией Матери, написанную на холсте, наклеенном на доску. Это был образ, соответствующий иконописной традиции Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой удерживает Младенца Христа, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Сербы, поселившиеся неподалёку от Херсона, передавали икону из поколения в поколение. А в 1809 году святыню приобрела русская помещица Иулиания Касперова, проживавшая в родовом имении Касперово в Херсонской губернии. Этой женщине на долю выпало много несчастий. Принеся в дом древний образ Небесной Заступницы, Иулиания Ионовна всю ночь изливала своё горе перед Богородицей. А наутро она с изумлением обнаружила, что икона обновилась, а лик Божией Матери просветлел.
Женщина поделилась радостной новостью с соседкой по имению, дворянкой Верой Бурляевой. Та многие годы мучилась от паралича левой руки. Помолившись перед обновлённым образом Богородицы, болящая выздоровела. Весть о чуде распространилась по окрестностям. Люди всех сословий, страдавшие различными недугами, потянулись в Касперово. Они просили помощи Царицы Небесной перед Её иконой — и исцелялись!
В 1846 году Касперовскую икону официально признали чудотворной. Хозяйка подарила святыню Никольскому храму, расположенному в её имении. Ежегодно в праздник Вознесения Господня образ крестным ходом приносили в Херсон, а затем возвращали в Касперово.
В 1854 году, во время Крымской войны, чудотворную икону Небесной Заступницы доставили в осаждённую англичанами Одессу. На молебен перед Касперовской иконой собрался весь город. И неприятель снял осаду! Церковь постановила праздновать чудесное освобождение Одессы ежегодно 14 октября. Касперовская икона и поныне горячо любима одесситами. Святыня хранится в кафедральном Успенском соборе города.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца...» (задостойник Вознесения)
В дни, когда нет большого церковного праздника, во время литургии в храмах поётся молитвословие, посвящённое Пресвятой Богородице, которое начинается словами «Достойно есть». А в дни двунадесятых праздников — двенадцати главных церковных праздников в году — вместо песнопения «Достойно есть» поют так называемый «Задостойник» — то есть молитвословие, заменяющее песнь «Достойно есть». Для каждого праздника задостойник свой, с определённым текстом, славящим Пресвятую Богородицу, и связанным по смыслу с конкретным праздником. Я хочу рассказать вам о задостойнике, который поётся в храмах на праздник Вознесения Господня. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть звучит так: «Величай, душа моя, вознёсшегося от земли на небо Христа, жизни Подателя». Вот как эта строчка звучит по-церковнославянски: «Велича́й, душе́ моя́,// возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца».
Давайте послушаем первую часть:
Текст второй части песнопения обращён ко Пресвятой Богородице: «Тебя, Пресвятая Дева Мария, непостижимо для ума и невыразимо для слова ставшую Матерью Божию, во времени Сверхвременного неизречённо родившую, мы, верные, единодушно величаем». По-церковнославянски вторая часть звучит так «Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию,/ в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую,// ве́рнии, единому́дренно велича́ем».
Давайте послушаем вторую часть:
Как-то во время исполнения этого задостойника в праздник Вознесения Господня я задумалась над фразой «паче ума и словесе», то есть «выше ума и слова», если переводить буквально. Ведь действительно, невозможно земному человеку в полной мере осознать и принять разумом многие события из Евангелия. Например, рождение «во времени Сверхвременного», как сказано в задостойнике Вознесения. То есть появление в земной жизни, где течёт время, Господа, существующего вне времени. Невозможно объяснить умом непорочное зачатие Богородицей Спасителя, Его воскресение из мёртвых и вознесение плотью к небесам.
Но если посмотреть шире, то мы увидим, что весь земной мир — тоже «паче ума и словесе». Каким образом в нашем, казалось бы, обыкновенном и привычном мире появились миллионы различных видов растений? Как объяснить наличие прекрасного голубого неба над головой? Каким образом появилось на планете утоляющее жажду вещество под названием «вода»? Как образовались озёра, реки и моря, так красиво сияющие ночью при свете луны? Как были созданы люди — думающие, любящие, ошибающиеся, грешные, но любимые и хранимые Богом и Его Пречистой Матерью вечно, сверхвременно, во веки веков.
Давайте вместе послушаем задостойник праздника Вознесения Господня полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Мальчик Паша. Светлана Бакулина
Есть у меня при одном монастыре такое послушание — проводить экскурсии. К нам регулярно приезжают группы туристов, в том числе и дети. Обычно общение как со взрослыми, так и с ребятами складываются достаточно легко и время пролетает незаметно. Но случилась в моей практике и весьма трудная экскурсия.
К нам приехали школьники, класс 6-8-ой. В группе был один мальчик, Паша, который всю экскурсию старался меня перебивать, комментировал каждое предложение. Хоть внешне я и была непоколебима, реагировала спокойно, внутри я была сильно напряжена.
Начинала я рассказ о том, как в советские годы двухсотлетний храм на территории монастыря захватили и превратили в складское помещение, а мальчик уже кричит из толпы: «И правильно сделали!»
— Паша, прекрати! — покраснев от стыда старалась одернуть его учительница.
Но Паша останавливаться не собирался. На протяжении всей экскурсии он всячески привлекал к себе внимание: спорил, ругался, выражал несогласие со всем, что слышал. К моему удивлению, реакция остальных детей была спокойная. Они будто не замечали его, и с интересом продолжали слушать рассказ.
А вот моя концентрация внимания постепенно стала снижаться. Внутри накопилось раздражение. В какой-то момент голос мальчика стало слышно громче моего. Я приготовилась сделать ему замечание, хотела отчитать мальчишку за такое неуважительное поведение. Но вместо этого я ... вдруг замолчала. Посмотрела ему в глаза. Паша тоже замолчал. Повисла тишина...
В тот момент я вспомнила, как однажды в диалоге со своим неверующим другом поспешила ответить грубостью на грубость. В итоге ругаться он так и не перестал, а на меня ещё и обиделся. Мир в моей душе был потерян. Пошла с этим на исповедь. Тогда священник дал мне совет: «Не спеши говорить! Всегда молись перед сложным разговором, каким-то делом или встречей. Ругаются на тебя, читай про себя "90 псалом". Ну, а если нет возможности прочитать, попроси хоть простыми словами: «Господи, расположи моё сердце к этому человеку и его ко мне. Помоги...»
Я продолжала молчать и смотрела на мальчика. Пыталась вспомнить слова молитвы, которые советовал священник, но сбивалась. Времени на долгую заминку в экскурсии у меня не было, и я стала простыми словами говорить про себя : «Господи, помоги мне подобрать правильное слово, не навредить этому мальчику и своей душе ...»
Сказав эти слова, я почувствовала, как что-то внутри во мне поменялось. Взгляд Павла мне уже не казался таким вызывающим, а поведение провокационным. После нескольких секунд молчания я сказала:
«Паша, я слышу все темы, которые ты затронул. Считаю, что они очень важны и серьезны. Предлагаю поговорить индивидуально по окончании экскурсии. Подходи ко мне с любым вопросом, а сейчас давай позволим ребятам спокойно посмотреть ещё одну локацию...»
В конце экскурсии мальчик действительно подошёл ко мне. Он задавал много вопросов. Не со всеми моими ответами он был согласен, но уже слушал и не перебивал. Был виден его интерес к теме. А заинтересованность — это уже конструктивность.
Первостепенно в той ситуации было не поведение мальчика, а сохранение мира в душах обоих. Было важно подумать, что я как профессионал, как взрослый человек, в конце концов как православный человек могу дать ему. Знание, внимание, поддержку и, хотя бы небольшой пример христианской любви к другому непохожему на тебя человеку.
Ведь очень легко выполнять свою работу, когда все тебя слушают и никто не мешает, а продолжать делать её с такой же лёгкостью и любовью, когда всё не так как ты привык — это уже навык, который нужно обрести. Но теперь я знаю точно, что с Богом и молитвой это человеку под силу.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 июня. О подвигах Благоверного князя Лазаря Сербского
Сегодня 28 июня. День памяти Благоверного князя Лазаря Сербского, жившего в XIV веке.
О его подвигах, — священник Августин Соколовски.