Художник Карл Лемох прекрасно знал, что внутренний мир человека гораздо важнее внешнего облика. Он наглядно показал это в своей картине «Гимназистка»: героиня полотна одета бедно, но при этом она очень красива — её украшают скромность и доброта.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Настенька, как я рада тебя видеть! Ой, ты сегодня необычно выглядишь... Дай-ка посмотрю повнимательней... Ты накрасила ресницы, как я вижу...
— Да, девочки в школе красили ресницы на перемене, и я тоже решила попробовать. Как вам кажется, красиво получилось?
— Красиво, но... По-моему красота девушки кроется совсем в другом.
— А в чём же она, Маргарита Константиновна?
— Как бы тебе объяснить... Идём, я покажу тебе одну картину, и ты всё поймёшь... Смотри, это работа художника Карла Лемоха — «Гимназистка». Художник написал её в 1885 году.
— Картина совсем небольшая... На ней изображена девочка в тёмном платье с длинной косой. Она сидит на стуле, на коленках держит портфель.
— Думаю, это твоя ровесница, ей примерно лет 13-14. Карл Лемох изобразил воспитанницу гимназии.
— А откуда родом этот художник? Наверное, иностранец?
— Нет, он из России, хотя по происхождению немец. Родился в Москве в середине 19-го века. Когда Карл Викентьевич стал профессиональным художником, то был настолько уважаем, что будущий русский император Александр III пригласил его преподавать живопись своим юным наследникам.
— Как интересно! Наверное, художник очень любил детей!
— Да, это правда. На большинстве его работ изображены ребятишки. И в основном — деревенские. Как правило, в простой сельской одежде, часто босые. Ведь в деревнях тогда жили скромно, не хватало даже на еду, не то, что на хорошую одежду. И художник помогал таким семьям: деньгами и продуктами. Считал своим долгом поддерживать бедных. И девочка-гимназистка, которую мы видим сейчас на картине, тоже из бедных.
— А как вы это поняли, Маргарита Константиновна?
— По её одежде, Настенька. Видишь, она в коричневом платье с чёрным фартуком. Так одевались воспитанницы гимназий в конце 19-го века. И хотя форма героини украшена белыми нарядными манжетами и воротничком, видно, что юбка снизу надставлена оборкой. Наверное, платье юной ученице стало мало и кто-то заботливо подшил к нему кусочек ткани похожего цвета. Обычно так делают, когда нет денег на новое платье. И художник Карл Лемох это подчеркнул.
— Да, одета ученица скромно... И вообще, вся картина в тёмных красках. Но что-то в ней есть такое, знаете... Светлое! Даже объяснить не могу.
— Наверное, Настенька, ты почувствовала, как среди тёмного фона художник контрастно выделил лицо девушки, её добрые черты лица. Ему было важно показать, что за скромным внешним обликом героини скрывается её чистота и порядочность.
— Да, и ещё гимназистка очень красивая.
— Верно. А как ты думаешь, в чём её красота?
— Дайте-ка подумать... Ну, во-первых, у неё красивая осанка.
— Согласна с тобой, Настенька. А ещё?
— Во-вторых, у неё красивые золотистые волосы, заплетённые в косу. А ещё мне нравится её взгляд и улыбка. Сразу чувствуется, что девочка очень добрая.
— Конечно! Ты увидела суть картины! Девочка скромная и добрая. На ней нет дорогого красивого наряда, она не накрашена. Её платьице тёмное и простое. Но весь облик героини светится добротой и смирением. Художник будто говорит нам, что эти достоинства — истинное украшение девушки. И я с ним согласна.
— Да, хотелось бы хоть немножко быть похожей на эту милую ученицу...
— А мне кажется, ты, в самом деле, чем-то на неё похожа. У тебя, как и у барышни на картине, золотистые вьющиеся волосы и добродушная улыбка.
— Маргарита Константиновна, в следующий раз, когда соберусь в Третьяковскую галерею, обязательно возьму с собой подружек из класса. Я очень хочу показать им эту милую и добрую девочку с картины Карла Лемоха «Гимназистка».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема