
«Женщина, с которой мне хочется жить и умереть» — так говорил о своей супруге великий учёный, ботаник и естествоиспытатель Карл Линней.
Они познакомились в шведском городе Фалуне зимой 1734 года. Шли Рождественские каникулы, на улице было морозно, но в сердце у Линнея расцветали сады. Это была любовь с первого взгляда: милая и скромная девушка Сара-Лиза Мореус, дочь городского врача, отняла у Карла покой и сон. Через две недели, молодой человек пришёл в дом Мореусов свататься.
Выслушав решительную речь гостя, доктор Мореус заявил, что Линней ему по душе, и он не имел бы ничего против этого брака. Но не может выдать дочь за неустроенного человека. Если Карл действительно хочет жениться на Саре-Лизе, то пусть сперва завершит своё образование, получит стабильный доход и докажет, что сможет обеспечивать семью. Девушка, питавшая к Карлу ответные чувства, обещала ждать его.
Финансовые дела Линнея к тому времени действительно оставляли желать лучшего. Обстоятельства вынудили его покинуть университет, где он обучался медицине и естественным наукам. Теперь молодой человек перебивался случайными заработками — занимался репетиторством, изредка лечил больных, которые не могли позволить себе более квалифицированного доктора. Ещё совсем недавно собственное будущее представлялось Карлу весьма смутным. Но теперь он точно знал, что делать, и ради Сары-Лизы был готов свернуть горы.
Влюблённым пришлось расстаться на целых пять лет. Линней отправился в Голландию. Там он получил учёную степень доктора медицины. Параллельно Карл усердно занимался ботаникой, которая интересовала его с детских лет. В Голландии он написал труд под названием «Система природы». В нем Линней предлагал особую систематизацию флоры и фауны, подчёркивая, что живой мир во всём его многообразии возник благодаря воле мудрого Творца. Эта работа привлекла внимание научного сообщества. Линнея пригласили в Париж, где он получил звание члена-корреспондента Французской Академии наук. Французы предлагали молодому учёному блестящую карьеру, при условии, что он останется жить и работать в Париже. Но Карл и думать об этом не хотел — ведь в Швеции его терпеливо ждала любимая невеста.
Линней вернулся на родину известным учёным. Наконец-то он мог жениться на Саре-Лизе! Доктор Мореус заявил, что теперь он спокоен за дочь. Венчание состоялась 26 июня 1739 года. А началась семейная жизнь Линнеев... со ссоры! Карл попытался систематизировать бельё в комоде и посуду в буфете согласно своей научной доктрине! Но в домашнем хозяйстве у Сары-Лизы была своя система. Молодожёны поспорили, и Карлу пришлось уступить практичной супруге.
В дальнейшем их семейная жизнь протекала тихо и спокойно. В письмах к друзьям и близким Карл часто упоминал о том, как он счастлив в браке, как любит свою жену и детей — у Линнеев родилось семеро. Карл купил небольшое имение неподалёку от университетского города Упсала. Пока муж работал, Сара-Лиза заботилась о детях, домашнем уюте, занималась садом и огородом. По воскресеньям всей семьёй Линнеи ходили на службу в кафедральный собор. «Бог дал мне жену, лучше которой нельзя и пожелать» — писал Карл после 27-ми лет брака. Всего же бок о бок со своей любимой Сарой-Лизой он прожил 39 лет. Именем жены учёный назвал цветок — белый африканский ирис. В 1774-м, прямо во время лекции, с Линнеем случился удар. Учёного парализовало. Жена самоотверженно, с любовью ухаживала за больным.
Через два года, в 1778-м, Карл Линней ушёл из жизни. Сара-Лиза пережила его на долгие 30 лет. Она посвятила эти годы своим детям и внукам, и умерла в 1806-м. Похоронили супругов рядом — в главном соборе Упсалы, где когда-то они вместе молились.
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова