Село Каплуновка в Харьковской области ведет свою историю с семнадцатого столетия. Именно тогда полковник Иван Перекрест получил здешние земли за военные заслуги по жалованной грамоте от Петра Первого. В 1688 году офицер построил в селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первым священником в этой церкви стал отец Иоанн Уманов. При участии этого благочестивого иерея и произошло чудо, прославившее Каплуновку в веках.
Однажды отец Иоанн приютил у себя в доме на ночлег трёх богомольцев. Странники оказались иконописцами. Священник приобрёл у них список Казанской иконы Божией Матери и повесил у себя в горнице. Через некоторое время он увидел во сне Божию Матерь. Она велела перенести Её образ, купленный у странников, в храм. Иерей поступил так, как сказала ему Царица Небесная.
Новоявленная икона вскоре прославилась исцелениями и другими чудесами. Она стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о чудотворном образе достигла Москвы, о нём узнал и Петр Первый. В знак благоговейного отношения к святыне самодержец подарил храму Евангелие в позолоченной оправе. Когда же настала пора вступить в схватку со шведским войском Карла Двенадцатого, Пётр взял Каплуновскую Казанскую икону с собой в военный поход.
Святыня помогла воодушевить солдат на битву за Отечество. Накануне Полтавского сражения чудотворный образ носили вдоль строя, благословляя коленопреклонённых воинов. Пётр лично молился перед Каплуновской иконой, испрашивая у Богородицы благословения. После победы под Полтавой царь вернул святыню в Каплуновку, одев её в драгоценную ризу.
В 1766 году в России установили празднование обретения Каплуновской Казанской иконы Божией Матери и помощи чудотворного образа в Полтавской битве. В Каплуновке в этот день проходили крестные ходы, совершались панихиды по воинам-героям, отдавшим свою жизнь за Отечество.
Церковь Рождества Богородицы, в которой хранилась Каплуновская икона, при императрице Елизавете Петровне перестроили в камне. Этот красавец-храм, к сожалению, был уничтожен в советское время. Исчез в годы революционного лихолетья и чудотворный образ. Но сохранилось множество древних списков Каплуновской иконы. Не утрачено и благоговейное отношение к святыне, связанной с историей становления Российского государства.
Все выпуски программы Небесная Заступница
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











