Сегодня все больше родителей жалуются, что дети не любят и не хотят читать. И нередко это встречается в читающих семьях и даже семьях писателей. Статистика тоже выдает пугающие цифры: современные школьники читают не больше 3 книг в год! И то — из-под палки. Взрослые винят в этом школу, гаджеты, видео-игры, хотя, на мой взгляд, изменить ситуацию по силам любому родителю. Я сама, как мама, столкнулась с тем, что сын, любознательный мальчуган, не слишком любил читать к 7 годам. Мы с мужем перепробовали разные способы, и сейчас, в 11 лет, Гриша не расстается с книгами. Что же важно?
Во-первых, не спешить! В нашем обществе почему-то считается, что чем раньше ребенок освоит чтение, тем лучше. Иногда развитие детей можно сравнить со скачками: у кого раньше, быстрее, лучше. Родители стремятся усадить детей за букварь буквально в 2-3-4 года. Конечно, есть малыши, которые сами в 3 года проявляют интерес к чтению, но большинство детей дозревают гораздо позже — лет в 6-7. И самое главное, что механическое воспроизведение текста — это еще не чтение! Для осмысленного чтения и получения эстетического удовольствия от книги важно уловить смысл, проанализировать поступки героев, но это — непростая задача.
Вспомните, как тяжело читать первое время на иностранном языке. Нудно и совершенно неинтересно! Пока дочитаешь до конца строки, уже забываешь, что было в начале. Точно такой же механизм действует при чтении на родном языке у маленьких детей. Поэтому даже когда ребенок освоит механику процесса, не торопитесь прекращать читать ему книжку на ночь! Причем продолжать читать вместе стоит до тех пор, пока ребенок не влюбился в книги! Да и позже. Ведь семейные чтения — это не только про то, как научить ребенка читать, это еще и разговоры о поступках, мотивах героев, размышления, дискуссии. В такие моменты мы чувствуем близость с ребенком и обсуждаем не только книги, но и свои душевные переживания, и ценности. Все это объединяет семью и дарит невероятно теплые воспоминания. Я до сих пор помню, как папа читал мне «Волшебник изумрудного города», а мама открыла мне пьесы Шекспира. Поэтому и своему сыну я стараюсь выделить время для совместного чтения, несмотря на то, что он уже давно и много читает самостоятельно. Ведь наши посиделки с чаем за Диккенсом — это настоящее маленькое семейное торжество...
Всего 15-20 минут в день вот так — бок о бок на диване — помогают сохранять любящие отношения и позволяют понять, что творится в жизни и душе твоего ребенка.
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема