
Фото: Piqsels
Существует мнение, что между реальной внешностью святых и их иконным изображением нет ничего общего. Якобы икона настолько условное изображение, что по ней невозможно судить о том, как на самом деле выглядел тот или иной святой. Однако в 20 веке был проведен эксперимент, доказавший, что икона способна передать особенности внешности изображенного на ней святого. Сегодня мы поговорим о реконструкции внешности одного из самых известных христианских подвижников — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В настоящее время гробница святителя Николая находится в итальянском городе Бари и располагается в храме Католической церкви. Именно с разрешения Римско-Католической церкви в 1953 году профессор Луиджи Мартино произвел открытие мощей святителя Николая. Целью научного эксперимента было произвести реконструкцию прижизненной внешности великого святого. Изучив святые мощи, которые представляют собой хорошо сохранившийся скелет, профессор Мартино пришел к выводу о совершенной правдивости иконного образа святителя Николая. Вот выдержка из отчета ученого: «По строению черепа и скелета Святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средне-высокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Кроме того, Мартино сумел констатировать еще и такой факт. Великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Был определен и рост Николая Чудотворца — 167 сантиметров.
Технологии середины 20-го века не смогли позволить создать полноценную визуальную модель внешности святителя Николая. Дополнить эксперимент пятидесятилетней давности в 2005 году взялась группа британских ученых. Им не удалось получить разрешение Католической церкви на повторное открытие гробницы святителя Николая, поэтому в своих научных изысканиях они опирались на исследования Мартино.
Британские учение внимательно изучили материалы 1953 года, внесли их в специально созданную компьютерную программу и вот к каким выводам они пришли: «Согласно исследованиям, святой Николай был ростом порядка 167 см. Когда он умер, ему было примерно 65-70 лет. Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным. У него был очень сильный, грубоватый череп, большая голова. Интересно отметить, что у него был сильный, заметный перелом носа. Очевидно, что переносица была сломана, и потом ее лечили. Из этого можно сделать вывод, что нос был сломан задолго до его смерти».
Визуальная реконструкция внешности святителя Николая получилась у британцев не столь впечатляющей как прозвучавшее только что описание. Компьютерная модель прижизненного облика святого вышла несколько примитивной, лишенной каких-либо эмоциональных особенностей. Внешность святителя Николая у британцев получилась блеклая — без характерного для живого человека блеска в глазах и осмысленности выражения лица. Эту оплошность сумели исправить российские ученые, которые, воспользовавшись научными результатами британцев, добавили визуальной реконструкции эмоциональных черт. В результате компьютерная модель прижизненного облика святителя Николая полностью совпала с его иконным изображением.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 212 зач., V, 11-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из крайне важных тем Нового Завета — это тема христианской свободы. Писал о ней и апостол Павел, услышать его мысли мы можем в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 5-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Апостол Павел, как и всякий другой разумный человек, прекрасно понимал, что свобода может превратиться в западню. Именно об этом мы только что и услышали: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу» (Гал. 5:13).
Павел в своих посланиях настаивал, что у христиан есть лишь один закон, в Послании к Римлянам этот закон назван «законом духа жизни во Христе Иисусе» (см. Рим. 8:2). Но каким образом мы можем понять, что же именно в той или иной ситуации предписывает делать этот закон? В случае с законом Ветхого Завета или же с законами государства всё довольно просто: всегда можно взять и прочитать, ведь есть сборники законов. Тот, кто их нарушает, подлежит наказанию. Но как быть с законом духа жизни во Христе Иисусе? Мало того, что дух не поддаётся формализации, так ведь невозможно формализовать ни жизнь, ни Спасителя нашего Иисуса Христа! Иными словами, говоря о христианском законе, мы попадаем в ситуацию крайней неопределённости. Да, конечно, у нас есть канонические сборники Вселенских Соборов, у нас есть постановления Поместных Церквей, у нас есть описания тех или иных церковных практик, у нас вообще очень много самых разных текстов, каждый из которых чрезвычайно важен и полезен. Однако сколько бы у нас ни было у нас текстов, их количество никогда не будет достаточным для того, чтобы во всей полноте описать закон духа жизни во Христе Иисусе.
Апостол Павел не пытался положить этот закон на бумагу. Павел поступил единственно возможным способом: он предостерёг, что дарованная нам свобода от оков Ветхого Завета вовсе не означает вседозволенности, и чтобы не попасть в эту вседозволенность, нам не стоит забывать, что основная Христова заповедь — это заповедь о любви к Богу и к ближнему. Соответственно, человек свободен тогда, когда он с любовью служит другому, и само это служение не позволит человеку обратить свободу в её противоположность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим «Добрый дом» — место, где царит доброта, поддержка и забота

«Добрый дом» — это благотворительная гостиница для семей с детьми из регионов, которые проходят длительное лечение в онкоцентрах Москвы. Это место, где нет страха, здесь царит доброта, поддержка и забота. На уютной кухне «Доброго дома» всегда пахнет пирогами и в стенах гостинцы звучит детский смех. Недавно сюда из небольшого села в Приморском крае приехала 10-летняя Кира Андреева вместе с мамой и сестрой. У девочки онкологическое заболевание, и приморские врачи направили её на лечение в одну из столичных больниц. Кире не нужно всё время находится в стационаре, достаточно вовремя приезжать на процедуры и обследования. И если бы не помощь «Доброго дома», семье пришлось бы искать деньги на долгосрочную аренду жилья в Москве. А для мамы Киры — это непосильные затраты.
О том, что есть такой благотворительный проект Андреевы узнали в столичном онкоцентре от других семей из регионов. И удивились тому, что в «Добром доме» всё предоставляют бесплатно — проживание, еду, средства гигиены, игрушки и одежду. А ещё тем, кто здесь живёт, оплачивают проезд на такси до больниц и обратно. В благотворительной гостинице есть игровая комната, свой сад, огород и теплица. Несколько раз в неделю тут проводят различные мастер-классы и другие активности. Всё это помогает детям и взрослым отвлекаться от больничных будней и тревог.
Кира Андреева нашла здесь друзей среди тех, кому также приходится преодолевать трудности на пути к выздоровлению. В «Добром доме» одновременно проживают до ста семей из разных уголков страны. И чтобы у проекта оставалась возможность помогать всем, кто в этом нуждается, ему необходима поддержка. Вы можете сделать любой благотворительный взнос на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка в помощь храмам». Анастасия Сысоева, Михаил Голотвеев

У нас в студии участники вокального ансамбля «Антик»: художественный руководитель ансамбля Анастасия Сысоева и солист ансамбля, звукорежиссер Михаил Головтеев.
Мы говорили о том, как профессиональные музыканты привлекают внимание к старинным храмам, требующим восстановления и реставрации.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ о необычных инициативах, направленных на сохранение духовного, исторического и культурного наследия.
Все выпуски программы Светлый вечер