
Жил на свете один мальчик, который задавался вопросом: как прожить счастливую жизнь, чтобы все люди тебя уважали и любили? Но мальчик рос сиротой, без отца и матери, не у кого было спросить.
Тогда мальчик решил пойти по свету, и найти тех, кто скажет ему, как стать счастливым.
Дошёл он до реки и видит: бродит по берегу конь — тощий, голодный, старый.
— Куда ты путь держишь? — спросил мальчика конь.
— Я иду искать счастье. Может, ты знаешь, как его обрести?
— Послушай, мальчик, что я тебе расскажу, — ответил конь. — Когда я был молод, все меня холили, поили, кормили. Я даже головы не поворачивал к яслям, — ждал, чтобы мне к самому рту поднесли. Работы я знать не знал, до других мне дела не было, и думал я, что на свете нет никого счастливее меня. А теперь стал я стар, и другим нет до меня дела. Поэтому говорю тебе, мальчик: береги свою молодость. Да только не так, как я её берёг. Не жди, чтобы всё для тебя было приготовлено чужими руками. За всякое дело берись. Умей чужой радости порадоваться, находи себе в жизни друзей. А если до самой смерти будут около тебя любовь и дружба, тогда и счастье будет всегда с тобой.
Услышал этот совет мальчик и пошёл дальше. Вдруг увидел он на дороге змею.
— Куда ты идёшь? — спросила его змея.
— Я иду по свету, хочу узнать, — как мне найти счастье?
— Послушай, что я скажу тебе, — проговорила змея. — Всю жизнь я гордилась своим ядовитым жалом. Я думала, что я всех сильнее, потому что все меня боятся. А вышло, что зря я так думала. Все меня ненавидят. Каждый хочет меня убить. От всех я прячусь. Всех сама боюсь. У тебя во рту тоже есть жало — твой язык. Смотри, чтобы твои слова не жалили понапрасну других. Тогда проживёшь ты свою жизнь без страха, не надо будет тебе ни от кого прятаться. Разве это не счастье?
Мальчик пошёл дальше и увидел на дереве птицу с красивым, ярким опереньем.
— Куда ты идёшь? — спросила его птица.
— Я иду по свету, ищу своё счастье. Может, ты знаешь, где его найти?
Птица ему ответила:
— Послушай, мальчик, что я скажу тебе. Ты, видно, давно уже в пути. Лицо твоё покрылось пылью, одежда висит лохмотьями. Сам на себя стал ты не похож, глаза бы ни глядели. Вот тебе мой совет: возвращайся домой. Постарайся сделать так, что бы и ты сам, и всё вокруг тебя, было красиво. За счастьем никуда не надо ходить, оно всегда рядом. Ты только сам не теряй своего лица, и тогда ни счастье, ни люди не будут от тебя отворачиваться.
Мальчик вернулся домой, и ему пригодились все три совета. Услышать в начале жизни мудрые наставления — тоже большое счастье.
(по мотивам суданской народной сказки)
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема