«Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор».
Вы, конечно, узнали знаменитую фразу из пьесы Николая Гоголя.
Городничий, объявляющий остальным персонажам нежелательную новость, делает очень даже правильно: тотчас и без обиняков. Если вам необходимо поделиться не самой приятной информацией, стоит обойтись без долгих вступлений. Лучше сразу сказать человеку правду, чем пытаться как бы подготовить его. Собеседник может встревожиться больше от недомолвок и напряжения, чем от самой новости.
Также важно говорить неприятные вещи с глазу на глаз. Не стоит примешивать к возможным нерадостным эмоциям еще и смущение перед другими людьми.
Следующий момент: это принять, что иногда приходится говорить близким или коллегам негативную информацию. Пожурить, выразить недовольство, отстоять своё мнение или рассказать грустные новости. Важно уметь сделать это, сохранив хорошие отношения.
Если вам необходимо уволить сотрудника или отказаться от услуг партнера, то я советую в подобных ситуациях перевести разговор на себя. Не говорите о его недостатках, а поясните, что именно ВАМ трудно сотрудничать с ним, что именно ВЫ не можете наладить совместную работу.
Если вам нужно сказать близкому человеку, например, ребёнку — что вы недовольны или разочарованы, то стоит также обратить внимание на собственные чувства. Например, вместо фразы: «Как же так! Ты не сделал уборку!» сказать: «Я расстроена, что ты забыл о своём обещании убрать в комнате». Таким образом, вы не нападаете и не вызываете желание защищаться, а просто делитесь эмоциями.
И еще один важный момент: даже если вы будете максимально корректны и чутки, есть большой шанс, что собеседник обидится. Но если он почувствует ваше неравнодушие и заботу, то эта ситуация не отразится на ваших отношениях.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Вера, таланты, самореализация». Евгения Ульева
У нас в гостях была психолог, мама восьми детей Евгения Ульева.
Мы говорили о том, как реализовать данные Богом таланты, как чувствовать вдохновение и радость от своего дела и как быть, если кажется, что не удается найти и выполнить свое предназначение.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова