
Фото: Тимофей Овчинников / Pexels
Москва, если взглянуть на неё с высоты птичьего полёта, напоминает срез большого старого дерева с годовыми кольцами. Или круги на воде от брошенного камня. Такую своеобразную планировку столицы называют ветвисто-веерной, или, более привычно — радиально-кольцевой. И придумали её не современные инженеры-градостроители. Она начала формироваться ещё в XI веке, когда на Боровицком холме, у слияния рек Москвы и Неглинки возникло тогда ещё деревянное укрепление — Кремль. Его сомкнутые кругом стены и образовали первое и самое древнее кольцо Москвы. Именно вокруг него в XII-м столетии князь Юрий Долгорукий построил город.
Второе кольцо опоясало Москву в XVI веке. Белокаменная к тому времени приобрела статус столицы. А стольному граду, к тому же стремительно разрастающемуся, требовались новые, более мощные укрепления на случай нападения врагов. Так появился Китай-город — крепость к востоку от Кремля. Древние фрагменты его стены с башней сегодня можно увидеть в районе Театральной площади и Китайгородского проезда. Название укрепления, как полагают историки, произошло от слова «кита» — что означало «связка жердей». Такие приспособления использовались при постройке стены Китай-города. В том же XVI-м веке в столице появилось ещё одно мощное укрепление — так называемый Белый город. Его стена, похожая на подкову, обоими своими концами упиралась в Москву-реку и надёжно окружала Кремль и Китай-город. Сегодня по контуру Белого города проходит знаменитое Бульварное кольцо. Оно возникло уже во время правления императрицы Екатерины II на месте разобранной древней стены.
Однако вернёмся в XVI-й век. Белокаменная стремительно росла. К концу столетия она вышла за пределы Москвы-реки. На рубежах Москву охраняли монастыри — в те времена обители с их высокими, неприступными каменными стенами одновременно служили городу ещё и форпостами. Поэтому в 1591-м году в Москву не смог прорваться крымский хан Казы-Гирей. Его набег был решительно отбит у стен Данилова монастыря. В знак благодарности Богу за победу был основан ещё один монастырь — в честь Донской иконы Божьей Матери. Он стоит на своём месте и поныне.
Москва тем временем обрастала всё новыми кольцами укреплений. В самом конце XVI-го века вокруг Белокаменной был возведён «Скородом» — деревянный форпост, который прозвали так за то, что построен он был за очень короткий срок. В Смутное время «Скородом» сгорел. Но остался Земляной вал, проходящий под его стенами для более мощной защиты города. После войны 1812 года этот вал за ненадобностью разравняли, и на его месте проложили большую улицу. Жители разводили там сады. Так на карте Москвы появилось Садовое кольцо.
От многочисленных колец в стороны расходились улицы и дороги, которые вели из столицы в близлежащие города. На самых крупных из них, на границе с Москвой, устраивались Поклонные горы. Оттуда путникам как на ладони были видны святыни стольного града — Кремлёвские соборы и колокольня Ивана Великого. На одной из таких гор сегодня располагается знаменитый Музей Победы.
Так, год от года и век от века, формировался привычный нам контур Москвы. И что бы ни строилось: Камер-коллежский вал в XVIII столетии, Окружная железная дорога или МКАД в XX-м, Московские Центральные диаметры в XXI-м — радиально-кольцевая структура столицы останется на века. И её дороги всегда будут вести прямо в сердце города — Кремль с его соборами и святынями.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело