
Эх, до чего же мы, люди, верим в наши знания — в силу науки, в могущество логики. Всё нам кажется, знаем, как правильно, как должно быть.
Но чем дольше я живу, тем больше сомневаюсь в этих общих законах. Только заповеди Божьи ясны, внятны и несокрушимы. А теории устройства мира совсем ненадёжны. Только мы успокоимся, найдя, как нам кажется, чёткую систему, рамочку, в которую всё встанет — как возникает НО, и всё ломает. Эвклид, Галилей, Ньютон... Наконец, Энштейн — ну, казалось бы, разобрались. Так нет — объявилось то самое «но» — кванты! И всё по новой! Опять мы выстраиваем. Да, видно, иначе не может человек. Вечно так будет.
Но в нашей, простой жизни — не пора ли хотя бы мне самой вглядеться в чёткие законы и подумать: а оно вообще так? Или мы, люди, и тут пытаемся всё впихнуть в рамочку, а не влезает?
Вот, посудите сами. Есть понятие о соотношении роста и веса человека. И сколько уж раз я натыкалась на то, что кто-то соответствует, кто-то нет...
Я вот, например, точно выпадаю. Я выпадаю из рамочки в одну сторону, а мой муж — в другую. Раньше пожимала плечами: не соответствуем... И вот только недавно пришло мне в голову, что это глупость: у моего мужа кость широкая, у меня узкая, так как же можно нас в одни рамки вставлять? А есть же ещё и метаболизм, механизм переработки пищи в энергию — он у кого быстрый, у кого медленный. Как же тут можно рамки найти? Так. Снимаем эти рамки.
А ещё есть правило, когда спать нужно, а когда просыпаться, и сколько спать нужно — тоже подсчитали.
Но я на своём примере знаю, что и эти рамки не годятся. Во-первых, бывают совы и жаворонки. А бывает — вообще помесь. Я сама такая. Вот сделала я большую выставку своих картин, вымоталась абсолютно. Похудела, расхворалась. И спать мой организм хотел по одиннадцать часов в сутки, не меньше. А я так сердилась! Заводила будильник, поднимала себя, хотела, как положено жить.
Даже не знаю, как моё тело справилось с этой диктатурой. И только через пару месяцев оно перестало хворать. Приободрился организм, захотел трудиться, и спать решил — по 5 часов, не больше. Я опять недовольна. Просыпаюсь в 6 утра, мне бы радоваться, так нет — негодую, пытаюсь уснуть, а не выходит. Должно быть, я очень надоела своему организму капризами. Но, Слава Богу, поняла главное: моё тело в глубине знает, что ему нужно. И не всегда стоит с ним спорить.
Нет, я не призываю всех стать лежебоками или, наоборот, трудоголиками. Я ищу меру. Ведь есть у каждого из нас своя, Богом данная, гармония. Тот вес, в котором я себя бодро чувствую. Тот режим, который для меня продуктивен именно в этот момент. Ведь, может, не мучь я тогда своё тело, оно бы раньше оклемалось? Толку было бы больше.
Конечно, есть ритм рабочего дня, офисный ритм. Но и тут можно и нужно считаться с Божьим замыслом о каждом. Один быстро работает и продуктивно. Другой — медленно, но регулярно-поступательно. Есть скакуны, а есть тяжеловозы. Уж если лошадей Бог скроил по-разному, так неужели же нас, людей, одинаково?
Я хочу научиться чувствовать Божий замысел обо мне. И вас к этому зову.
Так с чего же начать? Где мой фундамент?
Есть у меня есть фундамент: заповеди и Храм, с его правилами. А следуя этому, стоит дальше прислушиваться к своему нутру и обращаться с телом уважительно. Так, как пользуешься взятой на прокат вещью. Оно ведь, моё тело — не моё, на самом деле, а только дано мне, на время. Дано Богом. Именно это тело, для меня сделанное.
Ведь если я научусь жить так, как мне положено Богом, то смогу тогда послужить миру, в полную свою силу. Хорошо бы это суметь.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер