Каждый из нас, наверное, попадал в безвыходные ситуации. Или они нам только кажутся безвыходными?
Был в моей жизни очень сложный период. В середине Великого поста проблемы навалились сразу кучей. Я осталась без работы, маме диагностировали меланому, началась судебная тяжба с соседями. Я не знала, что делать и с какой стороны подойти к решению этих проблем. Молиться сил не было, давно не причащалась...
И, вот, казалось бы, когда я совсем приуныла от отсутствия возможности что-либо изменить, вспомнила про любимую книгу «Богомолье» Ивана Шмелева — захотелось переключиться с проблем на что-то летнее светлое и доброе.
Начала читать. Погрузилась в более духовный мир. И в моей голове начал вырисовываться некий план действий, словно прозвучало указание: «Езжай в Сергиев-Посад... с Лизой». Я и прежде бывала у преподобного. Сергиев Посад рядом, поездку за два часа спланировать можно. Но сейчас я ощущала происходящее не как мое желание, а именно как указание.
Нужно отметить, что моя подруга —художница и иллюстратор Елизавета, в то время постоянно находилась в монастыре в Ленинградской области, и приехать, просто потому, что я так хочу, не могла.
Я позвонила Лизе, поделилась своими мыслями о Лавре. Оказалось, что в ее планах была срочная поездка в Москву, и, конечно, ей тоже хотелось попасть к Преподобному Сергию — она об этом думала уже некоторое время.
И вот, пару дней спустя, утром, мы сели в пригородный поезд и отправились в наше маленькое паломничество.
За разговорами о Лавре и чудесах, дорогу мы, практически, не заметили.
Наконец, оказались в Троицком соборе, у мощей Святого Преподобного Сергия Радонежского.
Молились от души, от самой скорби в сердце. Потом пошли на литургию преждеосвященных даров.
И вот, подхожу я к Причастию, называю имя — Иулиания, а батюшка, видимо, не расслышав, говорит: «Причащается раба Божия Неонила». Думаю про себя — «Пусть так, можно и Неонилой, только причастите...». В тот момент мне особенно нужна была поддержка от Бога и его Святых Честных даров. Причастили.
После, наспех пообедав в трапезной, мы сели в автобус и вернулись в Первопрестольную в 3 часа дня. Хотя, по нашим синхронным ощущениям, прошло не 7 часов палоничества, а двое суток.
Конечно, нам было любопытно, почему вдруг батюшка назвал меня именно Неонилой? Может ли это что-то значить?
Вечером моя подруга рассказала своему духовнику о поездке и о том, как меня причастили, назвав другим именем. Он посоветовал посмотреть значение имени Неонила. Оказалось, что Неонила переводится как «Новая».
«Ну, вот, Юль! Все у тебя будет по-новому!» — пошутила Лиза.
На следующий день мне позвонил руководитель дочернего общества одной очень крупной Компании — пригласил на собеседование — каким-то чудесным образом мое резюме попало к нему. Вот уже 4 года я работаю в масштабном строительном проекте этой Компании.
Мама, с Божьей помощью и по молитвам Святого Сергия, прошла курс иммунотерапии совершенно бесплатно. И это лечение продлило маме жизнь почти на 2 года.
Ну, и последняя моя проблема, из того самого списка — судебное разбирательство закончилось, практически, в пользу всех сторон, через 1,5 года. Пострадавших не было.
О чем, собственно, эта история? У Бога тупиков не бывает, но мы в нашем потерянном состоянии, зажатые проблемами, не способные посмотреть с духовной стороны на ситуацию, думаем иначе. Забываем, что помощь рядом, ты только попроси Господа.
Конечно, в том промежутке времени, мне хотелось, чтобы «прилетел вдруг волшебник» и всё за меня решил... сразу.
Так не бывает. Все-таки, в Христианстве, нужно вырасти — пройти через проблемы, где-то пострадать, помудреть, кому-то помочь, от кого-то принять помощь и обратиться к Богу еще с большей благодарностью.
Хороший опыт — много раз память о нем поддерживала меня и моих друзей.
А Святого Преподобного Сергия Радонежского я с тех пор еще больше почитаю.
Автор: Юлия Емельянова
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело