
Когда мы говорим: «Я — последняя буква в алфавите», мы забываем или не знаем, что так было не всегда. До 1918 года после буквы Я стояли ФИТА и ИЖИЦА, которые после реформы орфографии были удалены из алфавита. Так на последнее 33 место переместилась буква Я.
А когда же Я стало личным местоимением? Ведь мы знаем, что в древности употреблялось слово «аз». Помните, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию» говорит: «Аз есмь царь». Часто встречаем мы это слово и в Писании.
Дело в том, что АЗ — это старославянское слово. А старославянский и его вариант — церковно-славянский — были языками преимущественно книжными. А языком живого общения был древнерусский, и вот в нем-то вместо АЗ произносили ЯЗ.
Так что древний русич X-XV веков сказал бы «Яз есьмь». Яз как местоимение использовалось повсеместно носителями древнерусской речи, а слово Аз употреблялось в книжной литературе или произведениях высокого стиля. Оно вошло и в пословицы, например, «сначала аз да буки, а потом науки» или «начать с азов».
А потом местоимение ЯЗ потеряло последнюю букву и совпало с буквой Я, которая уже существовала в языке. Почему это произошло — до сих пор спорят лингвисты.
А нам, носителям русской речи, важно знать то, что место буквы в алфавите — это просто результат истории языка. К тому же совпадение буквы Я с личным местоимением привело к появлению целого пласта новых смыслов и новых слов, например, «якать», «яканье» — для обозначения эгоизма. Это даёт нам понимание, что место каждого человека определяет не только он сам, но и окружающие люди.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О бережном отношении к русскому языку

Сегодня 6 июня. День русского языка.
О бережном отношении к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
По отношению к языку, к живому слову, к собственной речи мы можем судить о духовно-нравственном развитии личности, как будто получаем возможность заглянуть в сокровищницу человеческого сердца и либо ужаснуться хаосу, который там царствует, либо с радостью убедиться в том, что слово имеет способность очищать, просвещать, окрылять, вдохновлять человека. Именно посредством слова мы воздаём славу Творцу.
Русский литературный язык — это действительно кладезь. Осваивая его в памятниках письменности, вживляя в собственное сердце навык общения на русском языке, мы, сами того не ведая, становимся каналами, проводниками, по которым струится живая вода правды, чести, добра, любви, света, красоты.
О, русский язык, мы не дадим тебя в обиду! Вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а ещё прежде с Александром Сергеевичем Пушкиным, будем любить тебя, лелеять тебя и с твоей помощью ограждать себя и ближних от растления. И пусть наше слово будет чисто, честно, просто и прекрасно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О духовном пути Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 6 июня. Пушкинский день в России.
О духовном пути русского поэта Александра Пушкина — протоиерей Михаил Самохин.
Всякий гений жив и многогранен. И творчество гения отражает эти качества натуры в полной мере.
Конечно, Александр Сергеевич не духовный писатель. Его отношение к вере и отношения с Богом были лишь частью его творчества. Однако и эта часть иллюстрирует то, что и в жизни гения было то же, что и в жизни многих из нас: путь от тьмы к свету, от неверия к вере, от безбожия к Богу.
Одной из ярких страниц духовных поисков поэта мы считаем стихотворную полемику с митрополитом Филаретом Дроздовым. «Дар напрасный, дар случайный», — написал Пушкин о жизни в минуты сомнений. Но мы же знаем, что, выйдя с последней исповеди поэта, пожилой священник, который её принимал, сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой. Я видел много слёзных признаний. Эта душа перед Богом чиста и искренна».
На пути Пушкина к Богу были яркие строки парафраза молитвы преподобного Ефрема Сирина, глубокие образы сказок Александра Сергеевича, зрелые характеры героев в его «Капитанской дочке». Как и каждый человек, он ошибался, признавал свои ошибки и отрекался от них. Но главное, как и каждый из нас, он стремился идти к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема