
Юрий Вяземский, интеллектуал и учёный, большинству из нас знаком как бессменный ведущий телевизионной программы «Умницы и умники». Но, кроме этого, Юрий Павлович ещё и писатель — тонкий, глубокий и очень необычный. В этом легко убедиться, прочтя одну из его самых известных книг — повесть под названием «Шут».
Произведение, с одной стороны, затрагивает серьёзную и непростую проблему взросления, переходного возраста со свойственными ему максимализмом, обострённым чувством справедливости, презрением, а порой и жестокостью по отношению к другим. И в этом смысле повесть, пожалуй, вполне можно сравнить со знаменитым «Чучелом» Владимира Железнякова.
Текст Вяземского — это эпизоды из жизни, а также отрывки из дневника главного героя. Автор комментирует их, анализирует и раскрывает читателям в интересных и очень неожиданных ракурсах. Он концентрирует внимание на внутренних переживаниях персонажей, причём, вне зависимости от их накала, манера повествования до самого конца остаётся плавной и спокойной. В этом, и не только, у повести Юрия Вяземского «Шут», пожалуй, можно найти немало общего с философским психологизмом прозы Германа Гессе.
Сюжет произведения сам по себе необычен. На пыльных антресолях в своём доме автор находит дневник. Это — записки старшеклассника Вали Тряпишникова. Так его называют окружающие. Сам же он именует себя шутом, но вовсе не потому, что любит смешить других. В детстве с Валей произошёл неприятный случай: мальчик хотел защитить котёнка, которого во дворе мучили мальчишки, а взрослые, не разобравшись, наказали самого Валю. Эта несправедливость запала глубоко в душу ребёнка, и он решил, что всю свою жизнь будет с нею бороться. Шут наделяет себя правом обличать и судить людей. В итоге от его, казалось бы, благой борьбы страдают все, жертвами становятся даже те, кого предполагалось защитить. А в конечном итоге — и сам Шут.
Необычайно глубока и эмоциональна сцена, в которой главный герой пытается изощрённо унизить своего любимого учителя. Этого человека он глубоко уважал, но тот, по его мнению, совершил несправедливость по отношению к ученикам. Однако реакция учителя потрясает Шута и выбивает его из колеи: учитель не пытается ни защищаться, ни унизить его в ответ, а... перед всем классом просит прощения! С этого момента мир для Шута меняется навсегда.
Чем ближе к финалу книги, тем острее понимаешь, что Юрий Вяземский написал не просто тонкую повесть, а настоящую притчу — о том, что зло невозможно победить злом. В своём «Шуте» он, ни много ни мало, предпринял попытку понятно и доступно проиллюстрировать слова Христа «Сила Моя в немощи совершается».
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема