Поэт, переводчик, филолог и педагог Юрий Верховский прожил на белом свете почти восемьдесят лет. Смоленская губерния 1878-го и Москва 1956-го, послесталинского года — вот они, географические и временные вехи его относительно благополучной судьбы, наполненной работой с книгами и рукописями.
Мне очень хочется назвать его образцовым представителем «Серебряного века», каковым он на самом деле и был: всецело преданный старой, дворянской культуре пушкинской эпохи — с одной стороны, и глубоко погруженный в эстетику такого мощного культурного течения рубежа веков, как русский символизм — с другой.
Громким поэтом-символистом Юрий Верховский, тщательно отделывавший свою поэзию с оглядкой на 19-й век — так и не стал, но как своеобразный классик символизма — сложился. Александр Блок, который был на два года моложе Верховского, сочувственно писал ему в стихотворном посвящении 1910-го года (откликаясь на присланную в подарок книгу «Идиллии и элегии»):
И в шуме осени суровом
Я вспомнил вас, люблю уже
За каждый ваш намек о новом
В старинном, грустном чертеже.
...И через три года, в 1913-м, Блок доверительно говорил о том же самом в частном письме к этому своему собрату-поэту, оценивая его работу: «...Странные происходят вещи: сначала стихи мне не понравились, потом бессознательно запомнились наизусть, о чем я догадался только тогда, когда стал их припоминать, не держа в руках текста. Удивительно верный чертеж — и слабый нажим пера. Вы не сердитесь, я ведь не критикую (всё меньше выношу „критику“), а только дружественно и сочувственно думаю вслух...»
Кстати, стихотворное посвящение Александра Блока Юрию Верховскому, — процитированное раньше, заканчивалось в 1910-м году печально-пророчески:
Мы посмеялись, пошутили,
И всем придется, может быть,
Сквозь резвость томную идиллий
В ночь скорбную элегий плыть.
«Скорбная ночь» началась в 1917-м, — после которого Верховский, в отличие от многих своих современников, благополучно переживший революцию, — ещё выпускал одну за другой свои старомодные поэтические книги.
...И вот, в третьей из них, названной «Солнце в заточении», выпущенной в Петрограде 1922-го года, было напечатано удивительное для этого поэта стихотворение. Подобных сочинений его предыдущие сборники не знали.
Написано оно было в излюбленной Верховским форме, то был сонет.
Люблю я, русский, русского Христа,
Русь исходившего, благословляя, —
И всем дыханием родного края
Жила моя любовь, — как Он, проста.
Теперь душе понятна красота
Не тихая, не близкая, иная —
Пред той земной не более ль земная? —
Как окровавленные три креста.
Чьим преданный нечистым поцелуем,
Русь, твой Христос терзаем и бичуем
В обличии презренного раба?
Вернись к Нему скорей тропою тесной,
Освободи Его от ноши крестной!
Люблю и верю: вот твоя судьба.
Юрий Верховский, «Сонет». Из книги «Солнце в заточении», 1922-й год
К советской цивилизации этот поэт, никогда не забывавший о том, что в мире существуют ценности, обретающиеся поверх идеологий и социальных систем, в конце концов мирно приспособил свою жизнь и работу. Его репутация как ученого и литератора всегда оставалась прочной. До конца дней Юрий Никандрович занимался наследием поэтов пушкинской эпохи — Дельвигом и Баратынским, если же и садился писать стихи, то по старинке отдавал предпочтение сонетам.
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Живи проще — и Бог тебя не оставит»
В 1804 году монахи монастыря Белобережская пустынь в Брянской губернии избрали главой обители отца Леонида, будущего преподобного Льва Оптинского. Четыре года настоятельства стали для него школой обучения ответственности за вверенную братию. В 1808 тяжело заболел духовник отца Леонида — старец Феодор. Наставника перевезли в уединённую келию в лес, в двух верстах от обители. И его верный ученик отправился вслед за больным учителем. Многим был тогда непонятен поступок отца Леонида — как можно сменить жизнь настоятеля на уединение в глуши? А он не искал чинов и почёта. Впоследствии преподобный Лев Оптинский так и не стал ни игуменом, ни архимандритом. Старец всегда сам руководствовался правилом и другим советовал:
«Живи проще — и Бог тебя не оставит».
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога»
В 1937 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, архиепископ Фаддей Успенский был арестован советскими властями. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыку заключили в одну камеру с уголовниками. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и ставили туда консервную банку с нечистотами. А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих. И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!» Наутро он пересказал сон товарищам. Они бросились под нары, помогли обессилевшему архиепископу выбраться, все попросили у него прощения. С того дня издевательства над ним прекратились. Впоследствии все эти люди по молитвам владыки покаялись и остались живы. Святитель Фаддей Успенский говорил сокамерникам так:
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога. Добрые дела, проистекающие из любви, получают великую цену в очах Божиих».
Все выпуски программы Слова Святых
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство»
В 1889 году полковник Павел Иванович Плиханков, будущий преподобный Варсонофий Оптинский, приехал в монастырь Оптина пУстынь. Офицер хотел поступить в обитель. Но монастырский старец Амвросий сказал, что пока рано. И дал два года на подготовку. Это было время трудностей и борьбы. Мир не хотел отпускать подвижника. Однако заманчивые перспективы уже не могли заглушить стремления Павла Ивановича к выбранному монашескому пути. Преодолев все искушения, в возрасте сорока шести лет, Павел Плиханков поступил послушником в скит Оптиной пУстыни. Впоследствии, уже став духовником монастыря, старец Варсонофий говорил духовным детям:
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да ещё какого — Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых