«Юрка-труба» — так прозвали Юрия Борисовича Левитана еще в детстве за его могучий баритон. Именно Юрию Борисовичу было доверено озвучивать по радио самые важные сообщения на главной радиочастоте страны.
Детская мечта Юрия Борисовича стать актером не реализовалась: его выразительный и громкий голос повлиял на его профессиональное становление. Уехав из Владимира покорять Москву, Юрий Борисович попал в Радиокомитет, правда, сначала на должность уборщика. Позднее ему доверили вести ночной технический эфир. А вскоре Юрий Борисович стал сообщать слушателям о главных событиях.
Какой вклад сделал Юрий Борисович в Победу над Германией? И что говорили о нем его коллеги?
Вокруг столба с чёрным конусом радиорепродуктора собрался народ. На лицах — волнение и тревога. Шла Великая Отечественная война. Передавали сводки с фронта. Голос — неторопливый, уверенный, торжественный и искренний — плыл над округой: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Лица людей озарялись надеждой. Так происходило всюду — в столице и небольших городках, сёлах и крошечных деревеньках. Голос войны. Голос эпохи. Так называли диктора Государственного Всесоюзного радио Юрия Борисовича Левитана.
Он посвятил любимой профессии пятьдесят лет. Левитан сообщал радиослушателям об эпохальных событиях. Начало Великой Отечественной, капитуляция Германии, полёт Гагарина в космос. Голос диктора знала и любила вся страна. «Важно уметь „видеть“ слушателя, даже мысленно представлять, как он реагирует на наше выступление», — говорил Левитан. Он сидел у микрофона в студии, а перед его взором была крестьянка с натруженными руками. Вот она поближе придвинула табурет к радиоприёмнику. На фронте у неё единственный сын, и она ловит каждое слово военной сводки. А вот семья рабочего за завтраком слушает утренний эфир. Отец и мать обсуждают новости, а дети с нетерпением ждут программу для самых маленьких. В середине ХХ века голос Юрия Левитана звучал без преувеличения в каждом доме.
В детстве Юрий мечтал стать актёром, с успехом занимался в школьном драмкружке. Однако драматический талант Левитана мерк перед его голосом — зычным, выразительным, громким. Если кому-то из соседок нужно было позвать домой заигравшихся на улице детей, они обращались к Юре. Тот выходил во двор, и округа оглашалась его могучим баритоном. За Левитаном даже закрепилось прозвище — «Юрка-труба». В 1931 году Левитан уехал из родного Владимира покорять Москву. Из-за своеобразного северного «окающего» говорка в Государственную киношколу его не приняли — велели исправлять дикцию. Левитан решил остаться в столице, найти какую-нибудь работу и попытать счастья на следующий год. Так Юрий попал в Радиокомитет — устроился по объявлению на должность... уборщика в студии. Там Левитан впервые столкнулся с миром радио, увидел, как работают дикторы. И понял — вот чем он хотел бы заниматься! Каждую свободную минуту Юрий упражнялся. Чего он только не делал! Читал тексты, стоя вверх ногами, с орехами или спичкой во рту. Он читал постоянно — и даже во сне разговаривал. Усилия были не напрасны — Левитан смог избавиться от провинциального акцента. Ему даже поручили вести технический ночной эфир: диктовать для региональных редакций передовицы газеты «Правда». Тогда-то его и услышал Сталин — однажды ночью вождю не спалось, и он включил радиоприёмник. Позвонил в радиокомитет и сказал, что хотел бы слышать голос Левитана на главной радиочастоте страны. Вскоре молодой человек уже сообщал советским радиослушателям о спасении ледокола «Челюскин», беспосадочном авиаперелёте лётчика Чкалова, запуске Днепрогэса и других масштабных событиях. Именно Левитан 22 июня 1941 года объявил гражданам Советского Союза о том, что началась война. В годы Великой Отечественной Левитан буквально жил в студии. «Читали сводки по шесть, по восемь раз в день. Но если бы и по пятнадцать — разве устанешь? Как пробежишь глазами строки, так пропадает всякий намек на усталость», — вспоминал Юрий Борисович.
Его голос воодушевлял, вселял надежду и веру в Победу в сердца миллионов людей. Воздействие Левитана на слушателей было так велико, что фашисты даже объявили награду за его голову. Двести тысяч марок гитлеровцы обещали тому, кто доставит диктора в Берлин. Но вышло иначе — в мае 1945-го года Юрий Левитан объявил о безоговорочной капитуляции Германии. В этой долгожданной Победе был и его вклад.
Для многих людей Левитан стал без преувеличения родным. «Дорогой Юрий Борисович! Мне хочется поблагодарить Вас за добрый, благородный труд... Посылаю вам, дорогой человек, пуховые перчатки — пусть будет вам тепло холодной московской зимой», — писал Юрию Борисовичу совершенно незнакомый слушатель. Правы были коллеги диктора, которые говорили: Левитан разговаривает сердцем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема