«Юрка-труба» — так прозвали Юрия Борисовича Левитана еще в детстве за его могучий баритон. Именно Юрию Борисовичу было доверено озвучивать по радио самые важные сообщения на главной радиочастоте страны.
Детская мечта Юрия Борисовича стать актером не реализовалась: его выразительный и громкий голос повлиял на его профессиональное становление. Уехав из Владимира покорять Москву, Юрий Борисович попал в Радиокомитет, правда, сначала на должность уборщика. Позднее ему доверили вести ночной технический эфир. А вскоре Юрий Борисович стал сообщать слушателям о главных событиях.
Какой вклад сделал Юрий Борисович в Победу над Германией? И что говорили о нем его коллеги?

Вокруг столба с чёрным конусом радиорепродуктора собрался народ. На лицах — волнение и тревога. Шла Великая Отечественная война. Передавали сводки с фронта. Голос — неторопливый, уверенный, торжественный и искренний — плыл над округой: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Лица людей озарялись надеждой. Так происходило всюду — в столице и небольших городках, сёлах и крошечных деревеньках. Голос войны. Голос эпохи. Так называли диктора Государственного Всесоюзного радио Юрия Борисовича Левитана.
Он посвятил любимой профессии пятьдесят лет. Левитан сообщал радиослушателям об эпохальных событиях. Начало Великой Отечественной, капитуляция Германии, полёт Гагарина в космос. Голос диктора знала и любила вся страна. «Важно уметь „видеть“ слушателя, даже мысленно представлять, как он реагирует на наше выступление», — говорил Левитан. Он сидел у микрофона в студии, а перед его взором была крестьянка с натруженными руками. Вот она поближе придвинула табурет к радиоприёмнику. На фронте у неё единственный сын, и она ловит каждое слово военной сводки. А вот семья рабочего за завтраком слушает утренний эфир. Отец и мать обсуждают новости, а дети с нетерпением ждут программу для самых маленьких. В середине ХХ века голос Юрия Левитана звучал без преувеличения в каждом доме.
В детстве Юрий мечтал стать актёром, с успехом занимался в школьном драмкружке. Однако драматический талант Левитана мерк перед его голосом — зычным, выразительным, громким. Если кому-то из соседок нужно было позвать домой заигравшихся на улице детей, они обращались к Юре. Тот выходил во двор, и округа оглашалась его могучим баритоном. За Левитаном даже закрепилось прозвище — «Юрка-труба». В 1931 году Левитан уехал из родного Владимира покорять Москву. Из-за своеобразного северного «окающего» говорка в Государственную киношколу его не приняли — велели исправлять дикцию. Левитан решил остаться в столице, найти какую-нибудь работу и попытать счастья на следующий год. Так Юрий попал в Радиокомитет — устроился по объявлению на должность... уборщика в студии. Там Левитан впервые столкнулся с миром радио, увидел, как работают дикторы. И понял — вот чем он хотел бы заниматься! Каждую свободную минуту Юрий упражнялся. Чего он только не делал! Читал тексты, стоя вверх ногами, с орехами или спичкой во рту. Он читал постоянно — и даже во сне разговаривал. Усилия были не напрасны — Левитан смог избавиться от провинциального акцента. Ему даже поручили вести технический ночной эфир: диктовать для региональных редакций передовицы газеты «Правда». Тогда-то его и услышал Сталин — однажды ночью вождю не спалось, и он включил радиоприёмник. Позвонил в радиокомитет и сказал, что хотел бы слышать голос Левитана на главной радиочастоте страны. Вскоре молодой человек уже сообщал советским радиослушателям о спасении ледокола «Челюскин», беспосадочном авиаперелёте лётчика Чкалова, запуске Днепрогэса и других масштабных событиях. Именно Левитан 22 июня 1941 года объявил гражданам Советского Союза о том, что началась война. В годы Великой Отечественной Левитан буквально жил в студии. «Читали сводки по шесть, по восемь раз в день. Но если бы и по пятнадцать — разве устанешь? Как пробежишь глазами строки, так пропадает всякий намек на усталость», — вспоминал Юрий Борисович.
Его голос воодушевлял, вселял надежду и веру в Победу в сердца миллионов людей. Воздействие Левитана на слушателей было так велико, что фашисты даже объявили награду за его голову. Двести тысяч марок гитлеровцы обещали тому, кто доставит диктора в Берлин. Но вышло иначе — в мае 1945-го года Юрий Левитан объявил о безоговорочной капитуляции Германии. В этой долгожданной Победе был и его вклад.
Для многих людей Левитан стал без преувеличения родным. «Дорогой Юрий Борисович! Мне хочется поблагодарить Вас за добрый, благородный труд... Посылаю вам, дорогой человек, пуховые перчатки — пусть будет вам тепло холодной московской зимой», — писал Юрию Борисовичу совершенно незнакомый слушатель. Правы были коллеги диктора, которые говорили: Левитан разговаривает сердцем.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер