— Наташа, посмотри, какая картина интересная, «Наём гувернантки» называется. Девушка устраивается на работу в богатую семью. Тушуется под взыскательным взглядом хозяйки дома. Смотрит на будущих учеников — мальчика и девочку, и переживает — получится ли поладить? Совсем как ты накануне своего первого в жизни урока в школе.
— Петя, ну что ты сравниваешь! Этой барышне предстоит учить двоих детей, а у меня в классе их было тридцать. К тому же, картина написана в начале девяностых годов девятнадцатого века — видишь, на табличке указано. Здесь изображено то, что произошло давным-давно. К тому же, скорее всего, не в России, а где-то за рубежом.
— Почему ты решила, что за рубежом?
— Потому что художницу зовут Эмилия Шанкс — явно она иностранка. И картину, наверное, посвятила своим соотечественникам.
— Но мы же находимся в зале русской живописи Тюменского музея изобразительных искусств. Нестыковка! Кто бы её объяснил?
— Если не возражаете, я объясню.
— Какие могут быть возражения! Очень интересно узнать!
— Объясните, пожалуйста!
— Эмилия Шанкс по происхождению англичанка, а по воспитанию и складу души — русская. Её отец был родом из Лондона, но совсем молодым переехал в Россию. А Эмилия родилась и выросла на русской земле, здешний уклад с детства был для неё родным. И в своем творчестве она отражала самые важные и актуальные события в российском обществе.
— А что же важного в найме гувернантки? Какая тут актуальность?
— Художница показала одну из вех развития домашнего образования в России, а их было немало. Так, во времена Петра Первого русские дворяне нанимали для детей немецких учителей. Позднее пришла мода на всё французское, и за наследниками присматривали воспитатели из Парижа. В середине девятнадцатого знать зачитывалась романами сестёр Бронте, и в домах появились английские гувернантки. А во второй половине столетия настало время русских учительниц. Именно этот момент и запечатлела Эмилия Шанкс.
— Но как вы определили, что в гувернантки нанимается именно русская девушка?
— По одежде. И важен здесь не фасон, а контраст нарядов. Видите, на хозяйке — пышное кружевное белое платье, на юной учительнице — строгое чёрное, без лишних деталей. На картине оно как будто уводит фигуру в тень. Эмилия Шанкс подчеркнула — гувернантка постаралась выглядеть незаметно. Так поступали именно русские учительницы.
— Но почему?
— В обществе в то время каждый человек имел свой статус. Воспитательница-иностранка в семье считалась просто одной из слуг. А с русскими гувернантками всё не так однозначно. Это были в основном девушки из знатных семей. По своему происхождению они могли занимать более высокое общественное положение, чем работодатели. Именно такую ситуацию мы видим на картине Эмилии Шанкс. Здесь показан купеческий дом. А купцы по статусу стояли на ступеньку ниже дворян.
— А почему вы решили, что на картине купеческий дом?
— На это указывает разношёрстная, не выдержанная в едином стиле обстановка. Видите, в гостиной китайская ширма соседствует с напольной вазой с павлиньими перьями и турецким диваном — оттоманкой.
— Но что заставляло знатных девушек наниматься в гувернантки?
— Тут две основных причины. Во-первых, после отмены крепостного права в 1861 году многие помещики обеднели, и благородным барышням пришлось заботиться о пропитании. А во-вторых, молодые дворянки тогда горели идеями просвещения. Девушки считали, что социальные различия — это неправильно, потому что перед Богом все люди равны. Они стремились поделиться своими талантами и знаниями не только с купеческими детьми, но и с крестьянскими. Именно такие дерзновенные барышни трудились в школах для бедняков в конце девятнадцатого столетия.
— Но на картине гувернантка выглядит такой робкой.
— Это не робость, а скромность. Девушка старается не смущать хозяев, показывает им, что будет держать себя смиренно. А характер у нее твёрдый. Героиня картины Эмилии Шанкс «Наём гувернантки» полна решимости сеять разумное, доброе, вечное.
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе»
Щедрая благотворительность снискала игумену римского монастыря Григорию Двоеслову народную любовь. И когда в 590 году по Рождестве Христовом папа Римский Пелагий скончался, народ пожелал поставить Первосвятителем Григория Двоеслова. Однако монах, считая себя недостойным, бежал от высокой чести. Семь месяцев скрывался игумен Григорий в окрестностях Рима. Всё это время Церковь была без архипастыря. Наконец, римляне собрались в одном из храмов города и попросили Бога явить Своего угодника. После соборной молитвы столп света указал место укрытия отца Григория. Клир и народ нашли игумена и возвели на Римскую кафедру. Став Папой Римским, святитель Григорий остался смиренным и кротким. Он неустанно заботился о нуждающихся. Всех сирот, вдов, калек, неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. Святитель Григорий Двоеслов так говорил своей пастве:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе».
Все выпуски программы Слова Святых
У Светланы Краевой травма позвоночника, ей необходима помощь специалистов
47-летняя Светлана Краева из Нижнего Новогорода почти пять лет пытается восстановиться после серьёзной травмы. «Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и верой в то, что у меня обязательно всё получится, а засыпаю с молитвой» — делится женщина.
В 2019 году Светлана упала с 3 этажа, поскользнулась, когда мыла в квартире окна. В результате она сильно повредила позвоночник и потеряла возможность ходить. Принять произошедшее Светлане помогает горячая вера и позитивный настрой, а ещё забота близких — дочери и мамы. Женщина усердно выполняет дома разные физические упражнения, проходит реабилитации. И со временем благодаря постоянным занятиям она сделала, казалось бы, невозможное — вновь встала на ноги!
Светлана уверена, что ни в коем случае нельзя опускать руки — важно искать выход и не бояться пробовать новое. «Даже если поначалу не знаешь, куда двигаться — просто сделай первый шаг, и дорога появится сама собой», — говорит женщина.
Сегодня она передвигается на ходунках и всеми силами стремится к тому, чтобы однажды начать ходить свободно, без поддержки. В ближайшее время Светлане Краевой необходимо попасть на новый курс реабилитации и в этом ей нужна помощь. Если вы хотите поддержать жительницу Нижнего Новгорода, переходите на сайт благотворительного фонда «Мои друзья»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отдых в жизни современного христианина». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о том, каким может быть отдых современного христианина, чтобы восстановить силы и вместе с этим получить духовную пользу. Отец Геннадий размышлял, может ли молитва быть отдыхом, почему зачастую после того, что мы считаем отдыхом, мы остаемся опустошенными и уставшими, а также можно ли отдохнуть, общаясь с другими.