
— Наташа, посмотри, какая картина интересная, «Наём гувернантки» называется. Девушка устраивается на работу в богатую семью. Тушуется под взыскательным взглядом хозяйки дома. Смотрит на будущих учеников — мальчика и девочку, и переживает — получится ли поладить? Совсем как ты накануне своего первого в жизни урока в школе.
— Петя, ну что ты сравниваешь! Этой барышне предстоит учить двоих детей, а у меня в классе их было тридцать. К тому же, картина написана в начале девяностых годов девятнадцатого века — видишь, на табличке указано. Здесь изображено то, что произошло давным-давно. К тому же, скорее всего, не в России, а где-то за рубежом.
— Почему ты решила, что за рубежом?
— Потому что художницу зовут Эмилия Шанкс — явно она иностранка. И картину, наверное, посвятила своим соотечественникам.
— Но мы же находимся в зале русской живописи Тюменского музея изобразительных искусств. Нестыковка! Кто бы её объяснил?
— Если не возражаете, я объясню.
— Какие могут быть возражения! Очень интересно узнать!
— Объясните, пожалуйста!
— Эмилия Шанкс по происхождению англичанка, а по воспитанию и складу души — русская. Её отец был родом из Лондона, но совсем молодым переехал в Россию. А Эмилия родилась и выросла на русской земле, здешний уклад с детства был для неё родным. И в своем творчестве она отражала самые важные и актуальные события в российском обществе.
— А что же важного в найме гувернантки? Какая тут актуальность?
— Художница показала одну из вех развития домашнего образования в России, а их было немало. Так, во времена Петра Первого русские дворяне нанимали для детей немецких учителей. Позднее пришла мода на всё французское, и за наследниками присматривали воспитатели из Парижа. В середине девятнадцатого знать зачитывалась романами сестёр Бронте, и в домах появились английские гувернантки. А во второй половине столетия настало время русских учительниц. Именно этот момент и запечатлела Эмилия Шанкс.
— Но как вы определили, что в гувернантки нанимается именно русская девушка?
— По одежде. И важен здесь не фасон, а контраст нарядов. Видите, на хозяйке — пышное кружевное белое платье, на юной учительнице — строгое чёрное, без лишних деталей. На картине оно как будто уводит фигуру в тень. Эмилия Шанкс подчеркнула — гувернантка постаралась выглядеть незаметно. Так поступали именно русские учительницы.
— Но почему?
— В обществе в то время каждый человек имел свой статус. Воспитательница-иностранка в семье считалась просто одной из слуг. А с русскими гувернантками всё не так однозначно. Это были в основном девушки из знатных семей. По своему происхождению они могли занимать более высокое общественное положение, чем работодатели. Именно такую ситуацию мы видим на картине Эмилии Шанкс. Здесь показан купеческий дом. А купцы по статусу стояли на ступеньку ниже дворян.
— А почему вы решили, что на картине купеческий дом?
— На это указывает разношёрстная, не выдержанная в едином стиле обстановка. Видите, в гостиной китайская ширма соседствует с напольной вазой с павлиньими перьями и турецким диваном — оттоманкой.
— Но что заставляло знатных девушек наниматься в гувернантки?
— Тут две основных причины. Во-первых, после отмены крепостного права в 1861 году многие помещики обеднели, и благородным барышням пришлось заботиться о пропитании. А во-вторых, молодые дворянки тогда горели идеями просвещения. Девушки считали, что социальные различия — это неправильно, потому что перед Богом все люди равны. Они стремились поделиться своими талантами и знаниями не только с купеческими детьми, но и с крестьянскими. Именно такие дерзновенные барышни трудились в школах для бедняков в конце девятнадцатого столетия.
— Но на картине гувернантка выглядит такой робкой.
— Это не робость, а скромность. Девушка старается не смущать хозяев, показывает им, что будет держать себя смиренно. А характер у нее твёрдый. Героиня картины Эмилии Шанкс «Наём гувернантки» полна решимости сеять разумное, доброе, вечное.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема