— Наташа, посмотри, какая картина интересная, «Наём гувернантки» называется. Девушка устраивается на работу в богатую семью. Тушуется под взыскательным взглядом хозяйки дома. Смотрит на будущих учеников — мальчика и девочку, и переживает — получится ли поладить? Совсем как ты накануне своего первого в жизни урока в школе.
— Петя, ну что ты сравниваешь! Этой барышне предстоит учить двоих детей, а у меня в классе их было тридцать. К тому же, картина написана в начале девяностых годов девятнадцатого века — видишь, на табличке указано. Здесь изображено то, что произошло давным-давно. К тому же, скорее всего, не в России, а где-то за рубежом.
— Почему ты решила, что за рубежом?
— Потому что художницу зовут Эмилия Шанкс — явно она иностранка. И картину, наверное, посвятила своим соотечественникам.
— Но мы же находимся в зале русской живописи Тюменского музея изобразительных искусств. Нестыковка! Кто бы её объяснил?
— Если не возражаете, я объясню.
— Какие могут быть возражения! Очень интересно узнать!
— Объясните, пожалуйста!
— Эмилия Шанкс по происхождению англичанка, а по воспитанию и складу души — русская. Её отец был родом из Лондона, но совсем молодым переехал в Россию. А Эмилия родилась и выросла на русской земле, здешний уклад с детства был для неё родным. И в своем творчестве она отражала самые важные и актуальные события в российском обществе.
— А что же важного в найме гувернантки? Какая тут актуальность?
— Художница показала одну из вех развития домашнего образования в России, а их было немало. Так, во времена Петра Первого русские дворяне нанимали для детей немецких учителей. Позднее пришла мода на всё французское, и за наследниками присматривали воспитатели из Парижа. В середине девятнадцатого знать зачитывалась романами сестёр Бронте, и в домах появились английские гувернантки. А во второй половине столетия настало время русских учительниц. Именно этот момент и запечатлела Эмилия Шанкс.
— Но как вы определили, что в гувернантки нанимается именно русская девушка?
— По одежде. И важен здесь не фасон, а контраст нарядов. Видите, на хозяйке — пышное кружевное белое платье, на юной учительнице — строгое чёрное, без лишних деталей. На картине оно как будто уводит фигуру в тень. Эмилия Шанкс подчеркнула — гувернантка постаралась выглядеть незаметно. Так поступали именно русские учительницы.
— Но почему?
— В обществе в то время каждый человек имел свой статус. Воспитательница-иностранка в семье считалась просто одной из слуг. А с русскими гувернантками всё не так однозначно. Это были в основном девушки из знатных семей. По своему происхождению они могли занимать более высокое общественное положение, чем работодатели. Именно такую ситуацию мы видим на картине Эмилии Шанкс. Здесь показан купеческий дом. А купцы по статусу стояли на ступеньку ниже дворян.
— А почему вы решили, что на картине купеческий дом?
— На это указывает разношёрстная, не выдержанная в едином стиле обстановка. Видите, в гостиной китайская ширма соседствует с напольной вазой с павлиньими перьями и турецким диваном — оттоманкой.
— Но что заставляло знатных девушек наниматься в гувернантки?
— Тут две основных причины. Во-первых, после отмены крепостного права в 1861 году многие помещики обеднели, и благородным барышням пришлось заботиться о пропитании. А во-вторых, молодые дворянки тогда горели идеями просвещения. Девушки считали, что социальные различия — это неправильно, потому что перед Богом все люди равны. Они стремились поделиться своими талантами и знаниями не только с купеческими детьми, но и с крестьянскими. Именно такие дерзновенные барышни трудились в школах для бедняков в конце девятнадцатого столетия.
— Но на картине гувернантка выглядит такой робкой.
— Это не робость, а скромность. Девушка старается не смущать хозяев, показывает им, что будет держать себя смиренно. А характер у нее твёрдый. Героиня картины Эмилии Шанкс «Наём гувернантки» полна решимости сеять разумное, доброе, вечное.
«Журнал от 19.12.2025». Алексей Соколов, Максим Печенкин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и главный режиссер Радио ВЕРА Максим Печенкин вынесли на обсуждение темы:
— Дни памяти святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского;
— Чудеса в жизни человека;
— Итоги 2025 года в работе журнала «Фома» и Радио ВЕРА;
— День памяти пророчицы Анны, матери пророка Самуила.
Все выпуски программы Журнал
19 декабря. О Боге как источнике всякого добра

В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его».
О Боге как источнике всякого добра — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О личности и творчестве Даниила Мордовцева

Сегодня 19 декабря. В этот день в 1830 году родился русский писатель, историк и публицист Даниил Мордовцев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема











