— Папа....Если я счастлива, ты тоже счастлив. Я знаю. Я хочу быть такой же, как ты — всегда поступать правильно. Я обещаю, папа!
Девятилетняя Элина, героиня фильма финского режиссёра Клауса Хярё «Элина — словно меня и не было», часто разговаривает со своим недавно умершим от туберкулёза отцом. Девочка верит, что папа слышит её и всегда готов помочь. За свою жизнь он успел научить дочь двум важным вещам — выживать на болотах и всегда поступать по совести. Элина тоже болела чахоткой, но выздоровела и после долгого перерыва возвращается в школу. Она попадает в класс к старшему преподавателю, властной и надменной Таре Хольм. В первый же день занятий героиня видит, как учительница несправедливо наказывает её одноклассника. Элина заступается за мальчика, и тут между ней и госпожой Хольм начинается настоящая битва характеров...Ребёнок из бедной деревенской семьи и «железная» городская дама сражаются на равных, как две соперницы, и каждая из них отстаивает своё понимание справедливости.
Действие снятой в 2002 году кинокартины происходит в середине прошлого века в маленькой финской деревне, которая после войны оказалась на территории Швеции. Все учителя — шведы, а уроки проходят только на шведском языке. В школе голодные дети местных жителей могут получить бесплатные горячие обеды и, если повезёт, новую одежду и обувь. Но цена за помощь слишком высока — постоянные унижения и отказ от родного языка и традиций. Режиссёр показывает нам важный для его страны национальный конфликт глазами ребёнка с обострённым чувством справедливости, на примерах обычной школьной жизни. Поэтому проблемы финнов вызывают искреннее сочувствие, и далёкая от нас страница чужой истории вовсе не кажется скучной. А красота постоянно появляющихся в кадре диких северных пейзажей точно не сможет оставить равнодушным русского зрителя. После просмотра кинокартины задумываешься о том, насколько разными и по-своему прекрасными нас создал Бог — каждый народ, каждого человека, каждое дерево, и как важно ценить и беречь друг в друге эту уникальность.
Воплощением такого радостного и внимательного отношения к миру в фильме становится молодой учитель по имени Эйнар Бьёрк. Он только что приехал из большого города и в своём новом костюме смотрится немного комично на фоне лесов и болот. Зато, в отличие от других шведов, Бьёрк общается с местными детьми и их родителями на равных, и даже просит ребят научить его финским словам. Молодой человек смотрит на маму Элины, красивую, но замученную жизнью школьную уборщицу, как на королеву, а на её корову — как на существо из сказки. Как и главную героиню, его ранит несправедливость в школе и возмущают методы работы Тары Хольм. Но, в отличие от Элины, Бьёрк верит, что лучшее решение проблемы — это мир и прощение. И поэтому, когда он под давлением учительницы уговаривает девочку извиниться перед ней, то, не смотря на неловкость момента, находит самые точные и искренние слова.
— Элина, я думаю, мы должны...быть умными и чуткими. Иногда нужно уметь подавить свою гордость и просто извиниться. Элина, ты могла бы извиниться, чтобы забыть обо всём этом?
Но для Элины забыть о конфликте с Тарой Хольм — значило бы предать любимого отца и всё, чему он её учил. Героиня отказывается извиняться не из-за собственного упрямства и гордости. Она поступает так, как поступил бы в этой ситуации папа. Конечно, Элина порой перегибает палку. Но своим поведением она старается напомнить всей деревне об отце — справедливом и честном человеке. Дочери кажется, что только она одна любит и помнит покойного, а он — её единственный друг и защитник. И только оказавшись на краю гибели, Элина впервые по-настоящему замечает свою мать и открывает для себя её любовь. Сцена, когда девочка тонет в болоте, а мама пытается её спасти — одна из самых сильных и трогательных в фильме.
— Я звала его. Но его не было. Он ушёл. Умер.
— Элина! Папа никогда бы тебя не бросил.
— Нет, бросил. Он заболел и ушёл.
— Он хотел жить. Он не хотел тебя оставлять. Понимаешь? И я хочу, чтобы ты была похожей на него.
Слова матери в буквальном смысле возвращают Элину к жизни. Ведь до этого все говорили ей, что от отца были одни проблемы, и быть похожей на него — плохо. Во время просмотра сцены спасения героини трудно сдержать слёзы — и не только из-за страха за её судьбу. Просто обидно, что мы нередко открываем душу нашим близким только в критические моменты. И как здорово, что это всё-таки происходит!
Не буду раскрывать все подробности сюжета фильма. Скажу только, что правда Элины (а точнее, правда её отца) всё-таки побеждает. Случается невероятное — Тара Хольм отказывается от борьбы и на глазах у всего класса просит прощения у девочки. Долгие годы смыслом жизни учительницы были школьные правила, а символом порядка и гармонии — доска с расписанием уроков. Но в решающую минуту она понимает, что Элиной движет нечто более ценное, чем ею самой — глубокое чувство любви к отцу и к родной земле.
Любовь в этой скандинавской картине — тихая и сдержанная, как сама северная природа. Но от этого только ценней моменты, когда, как в финале, из-за туч выходит солнце, а на серьёзных лицах Элины и её мамы расцветают счастливые улыбки. Теперь они обе доверяют молодому учителю — ведь он помог спасти девочку из болота, и, наконец, принимают его дружбу. И хочется надеяться, что рядом с новым другом героиня, не теряя себя, постепенно научится у него милосердию, прощению и радостному восторгу перед миром.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема