
kinopoisk.ru
— Папа....Если я счастлива, ты тоже счастлив. Я знаю. Я хочу быть такой же, как ты — всегда поступать правильно. Я обещаю, папа!
Девятилетняя Элина, героиня фильма финского режиссёра Клауса Хярё «Элина — словно меня и не было», часто разговаривает со своим недавно умершим от туберкулёза отцом. Девочка верит, что папа слышит её и всегда готов помочь. За свою жизнь он успел научить дочь двум важным вещам — выживать на болотах и всегда поступать по совести. Элина тоже болела чахоткой, но выздоровела и после долгого перерыва возвращается в школу. Она попадает в класс к старшему преподавателю, властной и надменной Таре Хольм. В первый же день занятий героиня видит, как учительница несправедливо наказывает её одноклассника. Элина заступается за мальчика, и тут между ней и госпожой Хольм начинается настоящая битва характеров...Ребёнок из бедной деревенской семьи и «железная» городская дама сражаются на равных, как две соперницы, и каждая из них отстаивает своё понимание справедливости.
Действие снятой в 2002 году кинокартины происходит в середине прошлого века в маленькой финской деревне, которая после войны оказалась на территории Швеции. Все учителя — шведы, а уроки проходят только на шведском языке. В школе голодные дети местных жителей могут получить бесплатные горячие обеды и, если повезёт, новую одежду и обувь. Но цена за помощь слишком высока — постоянные унижения и отказ от родного языка и традиций. Режиссёр показывает нам важный для его страны национальный конфликт глазами ребёнка с обострённым чувством справедливости, на примерах обычной школьной жизни. Поэтому проблемы финнов вызывают искреннее сочувствие, и далёкая от нас страница чужой истории вовсе не кажется скучной. А красота постоянно появляющихся в кадре диких северных пейзажей точно не сможет оставить равнодушным русского зрителя. После просмотра кинокартины задумываешься о том, насколько разными и по-своему прекрасными нас создал Бог — каждый народ, каждого человека, каждое дерево, и как важно ценить и беречь друг в друге эту уникальность.
Воплощением такого радостного и внимательного отношения к миру в фильме становится молодой учитель по имени Эйнар Бьёрк. Он только что приехал из большого города и в своём новом костюме смотрится немного комично на фоне лесов и болот. Зато, в отличие от других шведов, Бьёрк общается с местными детьми и их родителями на равных, и даже просит ребят научить его финским словам. Молодой человек смотрит на маму Элины, красивую, но замученную жизнью школьную уборщицу, как на королеву, а на её корову — как на существо из сказки. Как и главную героиню, его ранит несправедливость в школе и возмущают методы работы Тары Хольм. Но, в отличие от Элины, Бьёрк верит, что лучшее решение проблемы — это мир и прощение. И поэтому, когда он под давлением учительницы уговаривает девочку извиниться перед ней, то, не смотря на неловкость момента, находит самые точные и искренние слова.
— Элина, я думаю, мы должны...быть умными и чуткими. Иногда нужно уметь подавить свою гордость и просто извиниться. Элина, ты могла бы извиниться, чтобы забыть обо всём этом?
Но для Элины забыть о конфликте с Тарой Хольм — значило бы предать любимого отца и всё, чему он её учил. Героиня отказывается извиняться не из-за собственного упрямства и гордости. Она поступает так, как поступил бы в этой ситуации папа. Конечно, Элина порой перегибает палку. Но своим поведением она старается напомнить всей деревне об отце — справедливом и честном человеке. Дочери кажется, что только она одна любит и помнит покойного, а он — её единственный друг и защитник. И только оказавшись на краю гибели, Элина впервые по-настоящему замечает свою мать и открывает для себя её любовь. Сцена, когда девочка тонет в болоте, а мама пытается её спасти — одна из самых сильных и трогательных в фильме.
— Я звала его. Но его не было. Он ушёл. Умер.
— Элина! Папа никогда бы тебя не бросил.
— Нет, бросил. Он заболел и ушёл.
— Он хотел жить. Он не хотел тебя оставлять. Понимаешь? И я хочу, чтобы ты была похожей на него.
Слова матери в буквальном смысле возвращают Элину к жизни. Ведь до этого все говорили ей, что от отца были одни проблемы, и быть похожей на него — плохо. Во время просмотра сцены спасения героини трудно сдержать слёзы — и не только из-за страха за её судьбу. Просто обидно, что мы нередко открываем душу нашим близким только в критические моменты. И как здорово, что это всё-таки происходит!
Не буду раскрывать все подробности сюжета фильма. Скажу только, что правда Элины (а точнее, правда её отца) всё-таки побеждает. Случается невероятное — Тара Хольм отказывается от борьбы и на глазах у всего класса просит прощения у девочки. Долгие годы смыслом жизни учительницы были школьные правила, а символом порядка и гармонии — доска с расписанием уроков. Но в решающую минуту она понимает, что Элиной движет нечто более ценное, чем ею самой — глубокое чувство любви к отцу и к родной земле.
Любовь в этой скандинавской картине — тихая и сдержанная, как сама северная природа. Но от этого только ценней моменты, когда, как в финале, из-за туч выходит солнце, а на серьёзных лицах Элины и её мамы расцветают счастливые улыбки. Теперь они обе доверяют молодому учителю — ведь он помог спасти девочку из болота, и, наконец, принимают его дружбу. И хочется надеяться, что рядом с новым другом героиня, не теряя себя, постепенно научится у него милосердию, прощению и радостному восторгу перед миром.
Псалом 58. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос по просьбе Своих апостолов дал им ту молитву, которая стала основой всех прочих христианских молитв. Речь идёт о молитве Господней, более известной по её начальным словам в церковнославянском переводе: «Отче наш». Эта молитва, помимо своего значения для христиан, суммировала весь молитвенный опыт ветхозаветного человечества. Впитала она в себе и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 58-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 58.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление моё и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу́ языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеёшься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Только что нами услышанный псалом появился как реакция будущего царя Давида на гонения, воздвигнутые на него Саулом. Библия сообщает нам, что отношения Саула и Давида были очень непростыми, и в этом не было вины Давида, проблема была в Сауле.
Псалом не называет имени Саула, он не перечисляет его действий против Давида, псалом ищет того же, к чему стремится и молитва Господня, — чтобы благая и всесовершенная воля Божия осуществилась на земле, а копошение в чужих грехах достижению этой цели отнюдь не способствует. Конечно, мы привыкли к словам «Отче наш» и зачастую произносим их без особого внимания и погружения в смысл, 58-й псалом может помочь нам вернуть свежесть восприятия молитвы Господней.
Для этого нам достаточно поразмышлять лишь над одной строкой псалма: «Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой» (Пс. 58:10). В этом стихе мы видим две крайне важных мысли: во-первых, Давид исповедует пред Богом осознание собственного бессилия перед лицом врагов, а во-вторых, Давид всю свою надежду возлагает на Бога. В практическом смысле эти слова означают вовсе не отказ от борьбы с дальнейшим принятием неизбежного, нет, они свидетельствуют о противоположном: Давид будет бороться, но делать он это станет без какого-либо нарушения воли Божией. Сила противников Давида базируется не на праведности, они идут по пути греха, Давид же действует противоположным образом — он предпочитает силе греха слабость праведности, зная, что через его праведность Бог проявит Свою силу. Собственно, это и есть практическое осуществление одного из прошений молитвы Господней: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Людям часто кажется, что они лучше понимают собственные нужды и то, каким образом можно достичь своих целей. Кажется, будто бы воля Божия не может быть осуществлена на земле без наших человеческих корректировок данных Богом заповедей. Давид так не думал, он без страха и сомнений шёл туда, куда мало кто рискует идти: к совершенному и безоговорочному доверию Богу. И Бог, как мы знаем, не посрамил Своего служителя.
Псалом 58. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 58. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Хотя современных людей часто обвиняют в индивидуализме и эгоизме, на самом деле все мы очень зависимы друг от друга, от того, что называется общественным мнением и модой. Просто авторитетное общество у каждого своё. А как же быть христианам? Нам есть кому подражать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Часто от христиан можно услышать призывы не следовать моде, не подражать общественному вкусу. Эти призывы не новые. Ещё стоики говорили, что следовать за толпой нельзя, потому что толпа не может быть права в своих предпочтениях. В подобных взглядах можно увидеть своеобразный снобизм и превозношение над обществом, от которого будто бы отделяется говорящий. Не знаю, что чувствовал Сенека или Марк Аврелий, но знаю, что христиане ни перед кем превозноситься не должны и склонны скорее переживать о неправильном выборе людей и их духовном состоянии. Ведь все люди созданы Богом. Другое дело, что мы понимаем, почему общественная мораль стремится к постепенной деградации. Находясь в обществе, люди действуют обезличено, а значит с меньшей ответственностью. Ссылаясь на общепринятость тех или иных поступков, они порой выбирают низкое вместо возвышенного и греховное вместо праведного.
При этом, если спросить каждого в отдельности, окажется, что никто ни за кем не повторяет и никому не подражает! Ведь все мы взрослые, сознательные и свободные люди, которые сами устраивают свою жизнь. Правда, куда не посмотришь, все недовольны тем, как у них всё складывается, но признать собственное бессилие практически никто не хочет. И в этом нежелании честно посмотреть на свою жизнь и смириться со своим несовершенством — главное заблуждение мира. Собственно, христианство и начинается с того, что мы останавливаемся в своём бесконечном беге, признаёмся, что мы бессильны самостоятельно и успешно построить свою жизнь. Построить её так, чтобы она была наполнена не сиюминутными радостями, которые довольно быстро заканчиваются, но радостью твёрдой и непреходящей.
И всё же, если решиться и признать своё бессилие перед жизнью и её неустройством, возникнет вопрос: откуда искать помощи? На кого равняться? Кого выбрать в качестве примера для подражания?
Мир даёт разные ответы. Кто-то доверяет свою жизнь коучам, кто-то пытается равняться на людей, жизнь которых со стороны кажется успешной. Со своей стороны христиане уверены, что помощь в устроении жизни стоит искать в первую очередь у Бога. На Его замысел равняться, а в качестве примера взять Иисуса Христа. Неслучайно, обращаясь к филиппийцам, а вместе с ними ко всем нам, апостол Павел пишет: «В вас должны быть такие же чувствования, как и во Христе Иисусе».
Что же это значит? Значит, что, во-первых, мы можем читать Писание как слово, обращённое к нам лично. И, во-вторых, что пример, явленный нам Христом, заключается не в отдельных фактах Его жизни, но в подвиге послушания Отцу, который Он явил всей своей жизнью. Подражая обществу или отдельным людям, мы рискуем повторить не только успехи, но и ошибки, не только добрые поступки, но и те, что оказываются явно порочными и злыми. Стремясь же к тому, чтобы исполнять замысел Божий о себе и иметь в качестве образца Самого Христа, мы ничем не рискуем, потому что мир сотворён Богом и Его воля в нём — это самое твёрдое основание для жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер







