
kinopoisk.ru
— Папа....Если я счастлива, ты тоже счастлив. Я знаю. Я хочу быть такой же, как ты — всегда поступать правильно. Я обещаю, папа!
Девятилетняя Элина, героиня фильма финского режиссёра Клауса Хярё «Элина — словно меня и не было», часто разговаривает со своим недавно умершим от туберкулёза отцом. Девочка верит, что папа слышит её и всегда готов помочь. За свою жизнь он успел научить дочь двум важным вещам — выживать на болотах и всегда поступать по совести. Элина тоже болела чахоткой, но выздоровела и после долгого перерыва возвращается в школу. Она попадает в класс к старшему преподавателю, властной и надменной Таре Хольм. В первый же день занятий героиня видит, как учительница несправедливо наказывает её одноклассника. Элина заступается за мальчика, и тут между ней и госпожой Хольм начинается настоящая битва характеров...Ребёнок из бедной деревенской семьи и «железная» городская дама сражаются на равных, как две соперницы, и каждая из них отстаивает своё понимание справедливости.
Действие снятой в 2002 году кинокартины происходит в середине прошлого века в маленькой финской деревне, которая после войны оказалась на территории Швеции. Все учителя — шведы, а уроки проходят только на шведском языке. В школе голодные дети местных жителей могут получить бесплатные горячие обеды и, если повезёт, новую одежду и обувь. Но цена за помощь слишком высока — постоянные унижения и отказ от родного языка и традиций. Режиссёр показывает нам важный для его страны национальный конфликт глазами ребёнка с обострённым чувством справедливости, на примерах обычной школьной жизни. Поэтому проблемы финнов вызывают искреннее сочувствие, и далёкая от нас страница чужой истории вовсе не кажется скучной. А красота постоянно появляющихся в кадре диких северных пейзажей точно не сможет оставить равнодушным русского зрителя. После просмотра кинокартины задумываешься о том, насколько разными и по-своему прекрасными нас создал Бог — каждый народ, каждого человека, каждое дерево, и как важно ценить и беречь друг в друге эту уникальность.
Воплощением такого радостного и внимательного отношения к миру в фильме становится молодой учитель по имени Эйнар Бьёрк. Он только что приехал из большого города и в своём новом костюме смотрится немного комично на фоне лесов и болот. Зато, в отличие от других шведов, Бьёрк общается с местными детьми и их родителями на равных, и даже просит ребят научить его финским словам. Молодой человек смотрит на маму Элины, красивую, но замученную жизнью школьную уборщицу, как на королеву, а на её корову — как на существо из сказки. Как и главную героиню, его ранит несправедливость в школе и возмущают методы работы Тары Хольм. Но, в отличие от Элины, Бьёрк верит, что лучшее решение проблемы — это мир и прощение. И поэтому, когда он под давлением учительницы уговаривает девочку извиниться перед ней, то, не смотря на неловкость момента, находит самые точные и искренние слова.
— Элина, я думаю, мы должны...быть умными и чуткими. Иногда нужно уметь подавить свою гордость и просто извиниться. Элина, ты могла бы извиниться, чтобы забыть обо всём этом?
Но для Элины забыть о конфликте с Тарой Хольм — значило бы предать любимого отца и всё, чему он её учил. Героиня отказывается извиняться не из-за собственного упрямства и гордости. Она поступает так, как поступил бы в этой ситуации папа. Конечно, Элина порой перегибает палку. Но своим поведением она старается напомнить всей деревне об отце — справедливом и честном человеке. Дочери кажется, что только она одна любит и помнит покойного, а он — её единственный друг и защитник. И только оказавшись на краю гибели, Элина впервые по-настоящему замечает свою мать и открывает для себя её любовь. Сцена, когда девочка тонет в болоте, а мама пытается её спасти — одна из самых сильных и трогательных в фильме.
— Я звала его. Но его не было. Он ушёл. Умер.
— Элина! Папа никогда бы тебя не бросил.
— Нет, бросил. Он заболел и ушёл.
— Он хотел жить. Он не хотел тебя оставлять. Понимаешь? И я хочу, чтобы ты была похожей на него.
Слова матери в буквальном смысле возвращают Элину к жизни. Ведь до этого все говорили ей, что от отца были одни проблемы, и быть похожей на него — плохо. Во время просмотра сцены спасения героини трудно сдержать слёзы — и не только из-за страха за её судьбу. Просто обидно, что мы нередко открываем душу нашим близким только в критические моменты. И как здорово, что это всё-таки происходит!
Не буду раскрывать все подробности сюжета фильма. Скажу только, что правда Элины (а точнее, правда её отца) всё-таки побеждает. Случается невероятное — Тара Хольм отказывается от борьбы и на глазах у всего класса просит прощения у девочки. Долгие годы смыслом жизни учительницы были школьные правила, а символом порядка и гармонии — доска с расписанием уроков. Но в решающую минуту она понимает, что Элиной движет нечто более ценное, чем ею самой — глубокое чувство любви к отцу и к родной земле.
Любовь в этой скандинавской картине — тихая и сдержанная, как сама северная природа. Но от этого только ценней моменты, когда, как в финале, из-за туч выходит солнце, а на серьёзных лицах Элины и её мамы расцветают счастливые улыбки. Теперь они обе доверяют молодому учителю — ведь он помог спасти девочку из болота, и, наконец, принимают его дружбу. И хочется надеяться, что рядом с новым другом героиня, не теряя себя, постепенно научится у него милосердию, прощению и радостному восторгу перед миром.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер