«Эффективная благотворительность». Илья Зибарев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Эффективная благотворительность». Илья Зибарев

* Поделиться

У нас в гостях был предприниматель, меценат, банкир, член попечительского совета благотворительного фонда Константина Хабенского Илья Зибарев.

Наш гость рассказал о том, как помощь другим стала неотъемлемой частью его жизни, каким образом он поддерживает различные благотворительные фонды и социальные учреждения и как благотворительность можно делать более эффективной.

Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.


Тутта Ларсен:

— Здравствуйте, друзья. Это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Я Тутта Ларсен.

Василий Рулинский:

— Я Василий Рулинский. Мы говорим с людьми, которые вдохновлены и вдохновляют других людей на совершение добрых дел. У нас сегодня в гостях Илья Зибарев, предприниматель, банкир, благотворитель.

Тутта Ларсен:

— Вдохновитель.

Василий Рулинский:

— Да. Человек, который вдохновляет многие благотворительные организации на системные изменения, и попечитель Фонда Хабенского и других многих фондов. Илья, добрый день.

Тутта Ларсен:

— Привет.

Василий Рулинский:

— Добрый день. Я специально... немножко запутался даже, представляя, потому что столько разных ипостасей, столько разных видов служений. Илья, ты сам путаешься?

Илья Зибарев:

— Как у вас программа называется?

Василий Рулинский и Тутта Ларсен:

— «Делатели».

Илья Зибарев:

— Вот я, наверное, просто делатель. С одной стороны, это звучит как большой спектр всего. Но мне кажется, современная жизнь поменялась, и мы можем быть разнообразными в своей жизни и можем разными вещами заниматься, и, может, что это нормально. Ты всегда говоришь, что надо сужаться, чтобы достичь результата, но у меня пока так.

Тутта Ларсен:

— А у тебя получается расширяться только.

Илья Зибарев:

— Пока расширение какое-то происходит. Но я думаю, это все равно формат поиска продолжается, куда-то двигаемся.

Тутта Ларсен:

— Просто интересно, что вот ты говоришь, что человек должен делать много всего.

Илья Зибарев:

— Может делать. Может и не делать. В смысле, не должен — может делать.

Тутта Ларсен:

— Может, но человек с твоим бэкграундом, не знаю, как это по-русски правильно сказать.

Василий Рулинский:

— Никак.

Илья Зибарев:

— Бэкграундом.

Тутта Ларсен:

— С твоим багажом жизненным, профессиональным, финансовые какие-то невозможные высоты, управление банками, представляется, что такой человек может много всего делать. Может купить яхту, может охотиться в Альпах, может съездить на лыжах...

Илья Зибарев:

— Может съездить в Куршевель.

Тутта Ларсен:

— Да, в Куршевель, но уж точно не заниматься благотворительностью в самом широком смысле этого слова, и уж точно не помогать другим заниматься благотворительностью. Ты же не просто сам делаешь какие-то полезные добрые дела, а ты учишь других людей, как это делать эффективно. То есть это не самый очевидный формат расширения жизни успешного в финансовом профессиональном отношении человека.

Илья Зибарев:

— Во-первых, можно ездить в Куршевель и помогать.

Тутта Ларсен:

— Одно другого не исключает.

Илья Зибарев:

— Да, это не исключающие друг друга вещи. Я думаю, что у меня тоже есть дорогие хобби, куда мне их деть. Но мне кажется, что большого противоречия нет, потому что если ты привык быть эффективным управленцем, условно говоря, то любая тема, которая тебе кажется важной, то есть если ты работаешь в банке и тебе нужно реформировать банк, ты там управляешь эффективно. Если после банка ты смотришь на общество и видишь, что есть благотворительные организации, которые могут быть более эффективными, соответственно, пользу свою приносить в большем объеме, то ты к этому относишься так же как к банку, то есть помогаешь ему быть тоже эффективным.

Тутта Ларсен:

— Это интересно, что тебе до них есть дело, до благотворительных организаций.

Илья Зибарев:

— Мне есть дело до того, чем они занимаются, а дальше мне хочется, чтобы это было эффективней, вот и все. Это как, знаете, когда хозяйка приходит домой, а на столе не убрано, ей хочется убраться. Если я прихожу и вижу, что можно делать эффективнее, и я понимаю, как, я, наверное, не могу с собой ничего поделать, кроме как помочь или посоветовать, как это сделать эффективнее.

Василий Рулинский:

— Часто бывает так, что люди вовлекаются в благотворительность от боли, своей или чужой.

Тутта Ларсен:

— Просто мимо не смогли пройти.

Василий Рулинский:

— Да, мимо не смогли пройти, что-то в их сердце откликается, и они переживают некоторое изменение. А бывает, что человек просто живет, он не может иначе делать, он христианин от млада ногтей, точно знает, как надо, и живет этой жизнью, отдавая другим все, как Господь Иисус Христос нам сказал жить. У тебя как было, изменение происходило, или это было с самого начала жизни?

Илья Зибарев:

— Это с самого начала жизни. Ну, не с самого начала жизни, но достаточно рано, без болей, то есть, скорей, это второй путь, естественный. Помогать естественно, если честно. Я в этом вообще не вижу ничего странного.

Тутта Ларсен:

— Тебя этому родители научили?

Илья Зибарев:

— Родители, безусловно, чему-то научили, потому что мы все — продукты либо школы, либо воспитания семьи. Самое раннее я помню, это уже мои университетские годы, когда мы в Ночлежку возили одежду.

Василий Рулинский:

— В Петербургскую.

Илья Зибарев:

— Да, да, тогда только там и была.

Василий Рулинский:

— Это именно та самая организация Ночлежка, которая начинала тогда в 90-е годы.

Илья Зибарев:

— Ну, наверное, вряд ли другая. Всегда помогали. В семье всегда было разлито чувство сострадания, в моей семье.

Василий Рулинский:

— И когда в мэрии Петербурга работал, тоже это все было, или как-то в благотворительность потом ушло.

Илья Зибарев:

— Нет, в мэрии Петербурга когда работал, тогда не было связано ничего с благотворительностью точно, потому что годы были молодые, ты просто работал, занимался другими вещами. Совершенно это не было в повестке, к сожалению.

Василий Рулинский:

— Я так понимаю, что мэрия Петербурга, это тот самый отдел, где потом Владимир Владимирович работал.

Илья Зибарев:

— Два отдела было. Первый отдел был юридический департамент, возглавлял его Козак, полтора года. А потом полтора года комитет по внешним связям, там я занимался внешнеэкономическими отношениями между Санкт-Петербургом и США.

Василий Рулинский:

— Да, сложный...

Илья Зибарев:

— У меня был совершенно гениальный руководитель Валентин Макаров.

Василий Рулинский:

— Он сейчас был руководителем Заксобрания Петербурга, да?

Илья Зибарев:

— Нет, нет, это однофамилец.

Василий Рулинский:

— Ну, а потом получилось так, что сердце опять пробудилось к благотворительности. То есть был какой-то этап, что опять...

Илья Зибарев:

— В сердце не умирало никогда. Я достаточно в этом плане простой человек, деятельный. Если появляется запрос, я точно не отворачиваюсь. Но, как и сейчас, за время любого из нас с вами идет битва, потому что мы все люди деятельные, деловые, и если не дергать, не напоминать, кто-то другой нас дергает и напоминает про то, что нужно помогать, и ты помогаешь тому, кто дергает. Тогда ничего не появлялось такого, что требовало участия. Сейчас в этом плане намного больше разных волонтерских движений, публичных фондов больших. Тогда этого ничего не было. Я вообще не помню благотворительность как сектор в то время.

Василий Рулинский:

— Ну а Петербург 90-х годов, бандитский, что на улице бездомные умирали, это все разве не побуждало желания как-то в это все втянуться?

Илья Зибарев:

— Ну вот, Ночлежка была. Если это был организованный запрос, как Ночлежке: привезите одежду. Пожалуйста, привозили одежду. А больше я не помню, чтобы в СМИ или по телевизору или на радио, никогда не было повестки про благотворительность вот так. Про детдома говорили, да, но как-то и все. Сейчас это зримая, ощутимая история, благотворительность, она разлита в обществе, может быть, не так много люди участвуют, но она разлита, ты не можешь сказать, что я не встречался, до меня не достучались, мне не сказали, что кому-то нужна помощь, это будет, скорей всего, неправда. А тогда такого особо не было.

Тутта Ларсен:

— Сейчас столько инструментов благотворить, что ты можешь это делать, сам того не замечая. Поставил где-нибудь в доставке округлять сумму в копейках и все, может быть, какие-то ничтожные копейки, но с каждого по копейке, вот она благотворительность и есть. Вроде бы можно серьезно не погружаться, не втягиваться. А ты не только сам в благотворительности участвуешь, но еще и придумываешь, как сделать благотворительность более эффективной. И это тоже интересный момент. Кажется, что добрые дела сами собой должны делаться, добро само по себе преумножается. И это, наверное, тоже так, но сделать благотворительный фонд эффективным предприятием, ярким брендом, который будет за собой вести людей, это та еще задачка, это тот еще вызов. Как не перегнуть, как не опошлить, как не отвлечь от главной идеи помощи тем, кто в ней нуждается. Как тебе это удается?

Илья Зибарев:

— Удается точно так же, как удаются такие же задачи в бизнесе. Там, в бизнесе, ровно то же самое: как не перегнуть палку, как не опошлить, как сохранить бренд, как сделать его целевым, нацеленным на ту аудиторию, с которой ты хочешь работать, чтобы она была твоей ключевой аудиторией. Здесь все принципы взаимодействия те же самые, с точки зрения эффективности.

Тутта Ларсен:

— Но в бизнесе все-таки бывают такие методы, которые, скажем так, не то чтобы не совсем легальные, но не совсем приличные. Какая-то манипуляция...

Илья Зибарев:

— В любой организации могут быть неприличные меры, они могут быть как в НКО, так и в бизнесе. Это зависит только от тех, кто руководит бизнесом и от тех, кто в этом бизнесе работает.

Василий Рулинский:

— Но, Илия, разве нет отличий? Все-таки НКО как-то мотивируется иначе, по-моему.

Илья Зибарев:

— НКО мотивируется иначе, поэтому действительно хороший комментарий. Копипейст, то есть прямое копирование не работает. Что отличает бизнес, достаточно легко деть оценку успешности бизнеса.

Василий Рулинский:

— Сколько заработали.

Илья Зибарев:

— Поставить кипяй, плюс минус деньги или доля рынка, это глобально основной мотиватор. То есть основной мотиватор менеджмента — быть успешным с точки зрения, что это я реализовал. Смотрите, я пришел на это направление, и оно стало крутым, приносящим большой доход, все на рынке об этом узнали и плюс я заработал еще больше денег, благодаря тому, что я продажи поднял. А так как меня все узнали, скорей всего, завтра меня позовут в другой банк или в другую организацию.

Тутта Ларсен:

— И дадут еще больше...

Илья Зибарев:

— Еще больше денег, и я еще богаче стану. Это такой понятный тракт. А в благотворительности, конечно, это не ключевой кипяй. В благотворительности ключевая задача — это принести максимальную пользу тем, кому ты выбрал помогать, и сделать это максимально эффективно. Благотворительности, безусловно, нужны современные технологии, которые позволяют достигать эффективно результата, но они не должны идти в противоречие с внутренним желанием помогать. Этот баланс — ключевой. Если только концентрироваться на привлечении денег и это сделать основной задачей, этого, конечно, не достаточно. Тогда, наверное, лучше идти в организацию коммерческую и там этим заниматься.

Василий Рулинский:

— Ну да, есть сложные темы, которые, мне кажется, с эффективностью очень сложно поженить. Например, темы паллиативной помощи, когда мы говорим про то, что человека мы никогда не сможем сделать здоровым, в любом случае у него очень ограничены...

Тутта Ларсен:

— Или дети с очень серьезными неврологическими заболеваниями.

Василий Рулинский:

— С серьезными заболеваниями, детский хоспис и вообще хосписы. Есть история, связанная с тяжелобольными бездомными, которые лишены возможности трудиться, у них нет конечностей, и все что мы можем им дать, это, наверное, какую-то более или менее комфортную среду и возможность жить.

Тутта Ларсен:

— Здесь как будто нет вообще решения проблемы, а есть только ее какое-то, даже не нивелирование, а смягчение острых углов.

Илья Зибарев:

— Как нет решения проблемы? Вот давайте, первый какой был кейс, какая проблема? По бездомным?

Василий Рулинский:

— Паллиативная помощь.

Илья Зибарев:

— Как можно сказать, что мы эффективно занимаемся паллиативной помощью? Первое — это то, что мы сначала вычленяем и понимаем, какое количество людей России нуждается в паллиативной помощи. Например, неважно, их сто тысяч. Сто тысяч людей в нашей стране нуждается в паллиативной помощи. Сколько из них реально ее получают? Ну, например, десять тысяч. То есть мы понимаем, что 90 тысяч не доходят до паллиативной помощи. Это приводит к тому, что они страдают, родственники страдают, родственники не эффективны, они не могут полноценно работать и жить. То есть страдает очень большое количество людей. Эффективное решение проблемы — чтобы все сто процентов тех, кто нуждается в паллиативной помощи, получили паллиативную помощь. Тем самым они будут страдать меньше, их родственники будут страдать меньше и вернутся в социум.

Тутта Ларсен:

— И в целом климат в обществе улучшится.

Илья Зибарев:

— Конечно. Вот и эффективность.

Василий Рулинский:

— Это да. А если, например, мы говорим про ту организацию, которая занимается паллиативной помощью. У нее все ее подопечные — это паллиативные пациенты. Если говорить про качество этой помощи, как мы можем измерить эффективность? Человеку становится лучше?

Илья Зибарев:

— Надо понять сначала цель. Если у организации цель в целом, как я сказал в начале, чтобы максимальное количество нуждающихся в паллиативной помощи ее получили, это одна задача. Системная, большая, и здесь эффективность я вам описал. Если мы говорим про, условно, фонд, который занимается сугубо адресной помощью, то есть сколько к ним пришло, дальше вы хотите понять, можем ли мы оценивать, насколько эффективно была оказана та или иная паллиативная помощь. Но я уверен, что определенные критерии оказания паллиативной помощи мы можем предложить. Во-первых, точно нужно сделать так, чтобы как можно раньше мы понимали, что человеку нужна паллиативная помощь, ее вычленяли. Соответственно, люди, решение принимают родственники, об этом узнавали быстро, не боялись этой паллиативной помощи. Это все вполне себе понятные инструменты поиска эффективности работ.

Тутта Ларсен:

— Это «Делатели» на «Вере». Тутта Ларсен.

Василий Рулинский:

— И Василий Рулинский. Мы говорим с предпринимателем, меценатом, благотворителем Ильей Зибаревым. А вот вера насколько влияла на ваше желание помогать?

Тутта Ларсен:

— Есть ли здесь вообще связь?

Василий Рулинский:

— Или это вообще процесс...

Тутта Ларсен:

— И что было сначала? Сначала стал помогать, потом ты пришел в церковь или...

Илья Зибарев:

— Я осознанно помню... В символах вера была в доме всегда, потому что бабушка по-своему верила. Как это по-своему? Это значит, на церковные праздники она ходила в церковь, носила вербочки, приносила просфоры. У нее были очень дешевые иконки в комнате. При этом одна икона всегда висела у нас над телевизором, это была икона Николая Угодника.

Тутта Ларсен:

— Ничего себе.

Василий Рулинский:

— Интересно. Над телевизором.

Илья Зибарев:

— У нас морская семья, у меня дед и отец моряки, и соответственно, так как Николай Угодник покровитель моряков, эта тема совершенно всегда была у нас, поэтому визуально я это помню всегда. Родители верующими не были, уже только в 90-х годах крестились. Я бы сказал относительно, как это делали тогда все, на волне.

Тутта Ларсен:

— На волне всеобщего ажиотажа.

Илья Зибарев:

— Да, на волне. Не помню, чтобы мы специально с родителями ходили в церковь хоть на какой-то церковный праздник. То есть я в принципе церковных праздников до достаточно зрелого возраста не знал. Потом для меня церковь проявилась странным образом через американских проповедников, помните, такие были?

Василий Рулинский:

— Протестантов?

Илья Зибарев:

— Я уже не помню, разные библейские.

Тутта Ларсен:

— Билли Грэм, я помню, висели плакаты.

Илья Зибарев:

— Я помню, мы с моим другом поехали переводить, просто подрабатывать на каникулах, переводили этим американским миссионерам в пионерских лагерях.

Василий Рулинский:

— В Петербурге, да?

Илья Зибарев:

— Да. Там были разные дети, и вот мы переводили, они Библии учили их. В принципе нормальные просто Библии. А так как я к тому времени Библию читал, но как это все называется, не знал, был очень смешной случай, когда эти миссионеры собирались на какую-то общую встречу, приводили своих взрослых и ребят. Моя группа читала Библию очень просто, так как я юрист по образованию, переводил, как умел. Она читала так: часть вторая статьи такой-то... Я знал, что это мои читают. Там все было четко.

Тутта Ларсен:

— Класс.

Илья Зибарев:

— Тем не менее, я обожал читать Библию, Новый Завет, просто обожал читать в университете. Я помню, что я, когда один раз попал в больницу, все пять дней пролежал за этим и до слез читал, очень мне нравилось. Прямо до мурашек, все мне было понятно, я читал и наслаждался.

Василий Рулинский:

— Здорово.

Илья Зибарев:

— Прямо удивительно. Я считаю, никакого такого... Есть книжки тоже сильные, но это я до сих пор помню. Потом я соприкоснулся, когда уехал в Лондон. Там я ходил в русскую церковь.

Василий Рулинский:

— В Кенсингтоне?

Илья Зибарев:

— Это не русская, внешняя церковь.

Василий Рулинский:

— Да, это протестантская церковь.

Илья Зибарев:

— Протестантская, она была отдана, и там была приятная атмосфера, потому что были чаепития после служб.

Василий Рулинский:

— Владыку Антония ты застал?

Илья Зибарев:

— Я думаю, что я застал, но я же не знал, что это владыка Антоний.

Тутта Ларсен:

— Ничего себе.

Василий Рулинский:

— Интересно, да.

Тутта Ларсен:

— То есть ты был на проповедях Антония Сурожского?

Василий Рулинский:

— Я думаю, что я был, потому что я там был и ходил туда неоднократно.

Василий Рулинский:

— Наверняка.

Илья Зибарев:

— Но я не помню, может быть, мне и говорили, но я тогда не обращал на это такого пристального внимания.

Василий Рулинский:

— Но он же тогда был среди нас, и в этом смысле немножко было отношение другое.

Илья Зибарев:

— Абсолютно. Я помню, после этого чаепитие там же было, мамы, френдли, было очень приятно. Это я помню очень хорошо. И так как я был знаком с разными людьми в Лондоне, включая волну первых эмигрантов, там и Родзянко и Толстые и разные люди, они, конечно, эту культуру поддерживали, я тоже немножко приобщился.

Василий Рулинский:

— Здорово.

Тутта Ларсен:

— Вот это да. Когда ты уже сознательно пришел в храм на исповедь? Или как-то тоже у тебя это было плавно без всяких...

Илья Зибарев:

— Плавно. Спокойно.

Тутта Ларсен:

— Ты не из тех, кто скорбями в церковь приходит?

Илья Зибарев:

— Нет, нет. Я помню еще такой странный сюжет. Мы с отцом, когда я был маленький, ездили в Киево-Печерскую лавру, и папа говорит: иди к монахам, я тебя сфотографирую. Я просто испугался, потому что они такие старцы, серьезные. Папа был настойчивый, я помню, мы из-за этого с ним поругались тогда. Я не хотел, чтобы через силу, а он меня подталкивал.

Тутта Ларсен:

— Он тебя на исповедь хотел?

Илья Зибарев:

— Нет, просто, чтобы я рядом стоял, сфотографироваться.

Василий Рулинский:

— У меня тоже был интересный эпизод, когда я поступил в МГУ, вместе с мамой находился в Москве, и поблагодарить Бога. Она сказала: давай пойдем в храм Христа Спасителя. Я был тогда я практически не воцерковленный, боялся всего этого, силой прямо сопротивлялся тому, чтобы пойти в храм Христа Спасителя, помолиться, поблагодарить Бога, что я поступил в МГУ. Потом, правда, я в МГИМО учился, забрал документы из МГУ, но это неважно. Да, интересно получается, этот опыт Лондона, это учеба была или ты уже работал?

Илья Зибарев:

— Да, учеба была ключевая, была подработка, естественно, тоже, город дорогой и приходилось подрабатывать. Но это была учеба.

Василий Рулинский:

— А там знакомство с благотворительностью было какое-то, с местной?

Илья Зибарев:

— Было, да. Что я оттуда привез, я привез оттуда, там такие магазины Оксфам были, где продавались вещи, и деньги от продажи уходили в разные благотворительные организации. То, что я запомнил.

Тутта Ларсен:

— А почему тебя вообще в Лондоне потянуло в Русскую Церковь? Ты искал русской речи или что?

Илья Зибарев:

— Во-первых, это была часть определенного сообщества. Люди, когда уезжают куда-то, Церковь всегда...

Василий Рулинский:

— Объединяет.

Илья Зибарев:

— Это странно. Здесь они вообще неверующие, а в Лондоне вполне себе начинают жить немножко другими правилами.

Тутта Ларсен:

— Я в Лондоне не жила, но бывала там несколько раз, и мне настолько сложно представить, чтобы человеку в 20 лет с небольшим сознательно захотелось в Лондоне еще и в церковь ходить. Не на дискотеки, не по ресторанам, не по галереям.

Илья Зибарев:

— Я там тоже ходил. Я там ходил везде.

Тутта Ларсен:

— Но ты оставил место для церкви, это необычно.

Илья Зибарев:

— Я люблю людей, и я с разными людьми общаюсь. И если в кругу моих друзей, знакомых есть люди верующие или они уже с кем-то знакомы, я не вижу ничего сверхъестественного, что мы идем вместе с твоими друзьями в русскую церковь на службу утром. Это прекрасно. Я русским себя ощущал, всегда. Я поэтому и вернулся из Лондона, у меня амбиции в России. Себя реализовывать в Лондоне немножко интересно, потому что я могу везде себя реализовать, с этой точки зрения. И это хороший опыт, я всем советую съездить за границу, пожить, чтобы, во-первых, понять, что многие вещи похожи, и ощущение, что ты можешь везде работать и жить — это тоже хорошее ощущение. Мир открыт, это важно. Мы часто слышим, зачем мы там нужны. В крупных городах такого нет, никто не смотрит, кто русский, нерусский.

Василий Рулинский:

— Наиболее активно зазвучали твои инициативы по благотворительности, когда ты оказался в Екатеринбурге, насколько я понимаю, и стал руководителем одного из банков?

Илья Зибарев:

— Да. Мы занимались и до этого благотворительностью. Я начал заниматься ей, когда стал работать в Альфа-банке или даже чуть раньше. Но в Альфа-банке я точно помню, потому что там мы занимались ипотекой и начали ездить в детдома, начали покупать стиральные машины, потом начали тратить время, играя с детьми, потому что нам объяснили, что это важно — не конфеты им привезти, а время с ними провезти. Не конфеты привезти, а время провести. А в Екатеринбурге, так как я уже возглавил банк, мои возможности увеличились, я сообразил, что можно построить систему, когда не только ты сам своими деньгами жертвуешь, а интегрируешь благотворительность в банковский продукт. Мы придумали такую историю, с Фондом Хабенского реализовали. Это был, я считаю, очень крутой проект, и сейчас я считаю, это гениальная история, ее надо продвигать, потому что она позволяет большое количество людей вовлечь в благотворительность. Все активные клиенты банка это могут делать. Сделать ее простой и технологичной в рамках тех или иных банковских продуктов, и это большие ресурсы для фондов.

Василий Рулинский:

— Там смысл такой, я так понимаю, что когда человек банковскую карточку оформляет...

Илья Зибарев:

— Да, какой-то банковский продукт оформляет, это была банковская карточка, страховки, накопительные счета, вклады и договоры банковского обслуживания с малым и средним бизнесом.

Василий Рулинский:

— И все эти услуги предоставляются при условии, что ты можешь пожертвовать какой-то маленький процент на благотворительность.

Илья Зибарев:

— Все эти услуги предоставляются сами по себе, но всегда есть выбор, когда ты можешь взять продукт с благотворительной составляющей.

Василий Рулинский:

— И много сразу решили брать такой продукт.

Илья Зибарев:

— Да, так как мы люди умные и думаем об эффективности, мы ее сделали не просто как благотворительный продукт, а взяли лучший, самые интересный банковский продукт и добавили туда маленький элемент благотворительности. Нам не надо было сложно убеждать людей купить банковский продукт с благотворительностью, потому что он был лучший банковский продукт. А в основном люди или организации делают ошибку. Они формируют специальный благотворительный продукт.

Василий Рулинский:

— И он не летает.

Илья Зибарев:

— И он не летает, потому что мы не идем в банк за благотворительностью, мы не идем в магазин за благотворительностью, мы идем за тем, что нам нужно. И уже если к этому, что нам нужно, есть такая эмоциональная хорошая история, конечно, круто, мы покупаем и радуемся.

Василий Рулинский:

— А потом вы пошли в другие банки, и они не очень засветились.

Илья Зибарев:

— Не очень. Согласился МДМ, но потом он слился с бинома и не получилось. Хорошо полетела история с ВТБ 24, с малым и средним бизнесом. Надия Черкасова, вице президент, нас поддержала, там мы запустили хорошую программу. Мы ходили в Тинькофф, Тинькофф отказал, вообще в благотворительности отказал, хотя им все понравилось, но правление решило, что, типа, им не до этого. Альфа-банк, было обещание, что сделают, не сделали. Потом какая-то у них своя программа была с Линией жизни, остается тоже. Это достаточно сложно все равно оказалось. Притом, что все технологично и понятно, но это требует большого желания, чтобы все даже внутри банка сделать так, чтобы продукты стали с благотворительной составляющей.

Тутта Ларсен:

— И вообще это требует какой-то самоотверженности отчасти, потому что у тебя все в порядке в бизнесе, тебе есть чем заниматься, на что тратить свое время, силы, деньги, а ты еще пытаешься вложить в это цивилизационный смысл, общечеловеческий, который очень сильно, казалось бы, в стороне лежит от банковской сферы.

Илья Зибарев:

— Вы знаете, и да и нет. Есть несколько исследований, как люди относятся к банкам. Люди к банкам относятся негативно. И по большому счету задача банков перейти из категории — лишний раз туда идти не хочу — в категорию комфортной и дружелюбной организации. Конечно, если ты относишься к организации дружелюбно и ничего плохого от нее не ждешь, кроме хорошего, и доверяешь ей, то, понятно, что и взаимодействия будет больше и клиентов будет больше и в последствие и прибыли будет больше. Поэтому такого рода инициативы массовые и положительные вполне себе годны для любой коммерческой организации, которая думает наперед и которая хочет с клиентом выстраивать долгосрочные и честные отношения.

Тутта Ларсен:

— Мы продолжим наш разговор через минуту.

Василий Рулинский:

— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. С нами в гостях Илья Зибарев, предприниматель, меценат, благотворитель, попечитель Фонда Хабенского. С вами Тутта Ларсен.

Тутта Ларсен:

— И Василий Рулинский.

Василий Рулинский:

— Илья, вопрос про то, как бизнес выбирает, кому помогать. Вы как человек, вовлеченный в эту сферу, можете сказать, вот этому фонду я бы помог, а этому нет, как вы решаете?

Илья Зибарев:

— Могу сказать. Это накладывается на сугубо личное ощущение того, кто принимает решение. Если человеку интересно, например... Какие боли человеку отзываются. Кому-то отзывается онкология, личные какие-то трагедии были, знакомые, ему это близко и понятно, то, конечно, он быстрее откликнется на просьбу помочь онкологическому фонду. Может быть, люди любят, например, животных, и тогда ему быстрее откликнется помощь животным.

Василий Рулинский:

— А вот у вас как это работает?

Илья Зибарев:

— А у меня работает по-другому. У меня работает так, что я хочу помогать всем тем вещам, которые требуют помощи.

Василий Рулинский:

— Объясните.

Илья Зибарев:

— Ну, например, усадьбы старинные или храмы деревянные. Вроде бы, кажется, деньги надо тратить на детей, а храмы это ж не дети. Но с другой стороны, и это тоже крайне важно, И я трачу там и там. Помогаю там и там.

Василий Рулинский:

— То есть вы исходите из того, что не настолько популярная сфера нуждается в вашем большем внимании, скажем так.

Илья Зибарев:

— Я исхожу из того, что если вещь подвержена исчезновению или какому-то тяжелому случаю, ей надо помогать. Например, храмы и усадьбы — это историческое наследие, которого просто может не быть, если мы не будем ими заниматься. Просто не быть, физически есть сейчас, а через десять лет будет на треть меньше.

Василий Рулинский:

— Вы, вроде как, много сделали в этом направлении уже?

Илья Зибарев:

— Не мне судить, много ли. Я много, наверное, не сделал, но я стараюсь сделать то, что я могу сделать. Если даже по чуть-чуть делать, но нас будет в сотни раз больше, мы точно добьемся результата.

Тутта Ларсен:

— Если вернуться к твоему вкладу в развитие разнообразных фондов и благотворительных организаций, что цепляет? Невозможно же объять необъятное. К тебе наверняка приходит огромное количество людей. Консультацией ты можешь помочь всем, но душу ты вкладываешь далеко не во все.

Илья Зибарев:

— У меня и в этом плане все стандартно. Меня цепляет идея, меня цепляет подход, и конечно, для принятия решения работы с тем или иным фондом и в коммерческом бизнесе тоже самое, это прежде всего люди, с кем я работаю. Если я вижу толкового руководителя, директора фонда, например, или учредителя, который понимает, что я говорю, готов вместе это делать, что-то менять, изменяться, я верю в его или в ее мотивацию, это очень важно. У меня был случай, когда тема была очень сильная и важная, и я понимал, как это надо менять, а человек, руководитель, учредитель это делать не готов был, и я вышел, потому что я не могу так работать, когда ты видишь, что человек ничего не делает, в моем понимании. В его понимании может, и делает, тут оценки все субъективные. Но для меня это был стоп фактор мощнейший. Ты понимаешь, что человек это делает для себя.

Тутта Ларсен:

— У тебя богатый опыт, как бы это сказать, эффектизации благотворительности — не могу слово подобрать — ее привязки к эффективным бизнесам, к процессам, которые позволяют ей функционировать по законам финансовым материального мира и ведут к успешности и благополучию. А как привязать к благотворительности отдельно взятого человека и общество в целом. Ты можешь взять бизнес, подружить его с благотворительностью, из этого сделать эффективный проект. Ты можешь взять фонд, показать ему пути развития, похожие на пути развития бизнеса, и он тоже пойдет по этому пути, масштабируется, рационализируется и начнет делать хороший результат. А как просто людей, которые нас сейчас слушают, смотрят телевизор, сидят в социальных сетях, зажечь тем, что благотворительность должна стать важной частью жизни?

Илья Зибарев:

— Я думаю, что люди, когда нас слушают, они как раз и помогают. Я же не зажигаю фонды или бизнесы. Там же тоже люди сидят, все равно ты работаешь с людьми. Поэтому все равно ты зажигаешь сердца людей сначала, а они уже, просто используя ресурс компании или в фондах, делают это лучше или хуже. Я думаю, что для того, чтобы сделать благотворительность более распространенной, безусловно, об этом нужно говорить и показывать примеры. Что, смотрите, бизнес, люди этим занимаются, простые люди этим занимаются. Люди все смотрят друг на друга, это наша жизнь такая, мы сравниваем себя, это стопроцентный факт везде. Бизнесы сравнивают друг с другом, у кого больше доля, кто больше продал. Мы все всё сравниваем. Кто лучше офисы сделал, давайте такие же сделаем. Люди сравнивают то же самое. Поэтому если в основном ты будешь сталкиваться, что этот помогает, этот помогает, этот помогает столько-то, этот помогает меньше.

Василий Рулинский:

— То есть среда важна.

Илья Зибарев:

— Да. Когда это будет в повестке дня людей и государства, конечно, люди будут помогать, потому что помогать в принципе несложно, нет требований. Ты не должен помогать определенную сумму денег, ты хочешь хлеб туда вноси, хочешь целое состояние, что тебе в моменте комфортно, то и делай. Или дискомфортно, не важно. Нет критериев, помощь может быть любая. Ты говоришь, показываешь, рассказываешь, что ты это делаешь, стараешься — по крайней мере, я стараюсь, иногда не получается — не формировать в людях чувства долженствования, что они должны помогать, никто этого не любит, сразу сопротивление.

Тутта Ларсен:

— Без принуждения.

Илья Зибарев:

— И вторая проблема, с этим очень тяжело, когда ты формируешь чувство вины. Что вы все...

Василий Рулинский:

— Поэтому он умрет.

Илья Зибарев:

— Нет, нет, нет.

Тутта Ларсен:

— Жируете.

Илья Зибарев:

— Да, да. Богатые и веселые, Рублевка-лайф такая, смотришь инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) — там одно счастье. Это здорово, что ты веселишься, а что на другой стороне твоей деятельности? А есть куча интересных проектов, ты же можешь параллельно это все продвигать, ты можешь говорить о чем-то важном и веселясь. Сейчас же есть гольф-турниры благотворительные, люди проводят, регаты благотворительные, мы недавно проводили. Очень хорошо проходят, не надо все время думать, что благотворительность это жертвенность сплошная, скука, слезы.

Василий Рулинский:

— Может быть регата где-нибудь в Средиземном море, например.

Илья Зибарев:

— У нас, слава Богу, не в Средиземном море была, а в Подмосковье. Это важное, интересное, хорошо организованное мероприятие, это очень важно.

Василий Рулинский:

— Илья, насколько я понимаю, у тебя прошла какая-то эволюция твоего взгляда на то, как активно нужно рассказывать про благотворительность. Когда мы с тобой только начинали общаться, была, мне кажется, активная позиция, что нужно показывать пример. А сейчас я некоторые интервью читал и немножко общаюсь, я чувствую, что это желание активно рассказывать поубавилось.

Тутта Ларсен:

— Миссионерствовать.

Василий Рулинский:

— Да. Может быть это связано с каким-то внутренним переживанием, может быть, с духовным каким-то опытом? Можешь про это поделиться? Это так, я правильно это угадал?

Илья Зибарев:

— Это не сформулировано. Я думаю, тренд на это точно есть, потому что в идеале тезис про то, что благотворительность должна быть тихой, тезис правильный. С другой стороны я понимаю, как я сказал ранее, говорить об этом и формировать повестку, формировать, условно, моду — слово не очень подходящее, но отражающее достаточно неплохо суть — это тоже важный элемент. Но я сейчас, мне кажется, перехожу в стадию, когда я пытаюсь сделать спикерами непосредственных акторов. То есть директоров фондов, активных участников благотворительности. Хочу, чтобы они об этом больше говорили.

Василий Рулинский:

— Сам в тень немножко.

Илья Зибарев:

— Я больше вижу свою задачу как именно смысловой ориентир. То есть моя задача собрать, показать, куда двигаться, вместе с директорами или учредителями придумать правильную программу, хорошо это все отстроить, наполнить смыслами. Это мне дается, как и в бизнесе, кстати, тоже очень важно. Люди иногда просто не понимают, зачем они что делают, и когда ты с ними садишься разбираешь, что конкретно, почему это надо делать или какая у тебя цель и достигаешь ли ты этой цели вот этим занятием. Или раскрываешь им другой совершенно масштаб, говоришь, что адресно это круто, но завтра опять придут больные, и завтра опять придут больные. Может быть, нужно еще и про системную работу подумать, чтобы через какое-то время вообще не было этой проблемы.

Василий Рулинский:

— А насколько в наших реалиях эта системная работа не... она ведь часто приводит к тому, что ты понимаешь свое бессилие. Ты упираешься в стену, условно, в государственное какое-то ведомство, орган, который дальше не дает идти, и все.

Илья Зибарев:

— Это трагедия, конечно, что мы сталкиваемся с неэффективностью государства практически во всем. Это еще больше возлагает на нас ответственность за то, чтобы это делать хотя бы на своем уровне больше и эффективнее, но задача так все организовать, чтобы государство этим занималось. Изначально человечество, социум и создал государственные институты для обеспечения общественного блага, включая как защиту, так и заботу. Для этого государственный аппарат и существует.

Василий Рулинский:

— А общественные организации, получается, такое, как Сократ в свое время себя сравнивал на суде, по-моему, с каким-то оводом сравнивал себя, который жалит животное специально, чтобы животное двигалось и какую-то деятельность, отгоняя это животное, специально его подначивает, чтобы было какое-то развитие. Примерно так?

Илья Зибарев:

— Общественные организации как люди это источник запросов. Мы запросы посылаем и говорим: что-то поменялось, у нас есть новая проблема. Но сейчас роль общественных организаций я вижу в следующем, вижу, что общественная организация может научиться что-то делать хорошо, пусть на маленьком отрезке. Ее задача потом прийти к государству и сказать: смотрите, мы знаем, как это делать хорошо, возьмите наши практики и масштабируйте их у себя. Или, как сейчас многие футуристы говорят, когда государство выполняет только функцию бюджета, государство выступает заказчиком в НКО. Это я считаю правильно, потому что люди в общественных организациях выбирают сами этим заниматься, они этим живут.

Василий Рулинский:

— И они мотивированы.

Илья Зибарев:

— Они мотивированы, потому что они сами это выбирают.

Тутта Ларсен:

— И профессиональны.

Илья Зибарев:

— Конечно. Это их задача. Задача государства обеспечить инфраструктуру, чтобы это работало. Взять деньги бюджета, дать туда.

Василий Рулинский:

— Во многих странах Запада эта модель уже давно реализуется. И, по-моему, с 2013-го года по новому закону она начала работать у нас тоже, но далеко не везде она применяется активно.

Илья Зибарев:

— К сожалению, со мной про государство лучше не говорить, скажу честно, потому что я очень мало вижу эффективных примеров. Очень мало примеров, где оно эффективно. Возьмите разрушенные храмы — так разрушенные и стоят.

Тутта Ларсен:

— А почему, как ты думаешь?

Илья Зибарев:

— Не знаю. Я думаю, что нет амбиций решить эту проблему. Просто нет амбиций.

Василий Рулинский:

— Политической воли.

Илья Зибарев:

— Это амбиция, даже не воля, это желание решить проблему, считая ее важной. Усадьбы, ничего не происходит глобально, системного решения нет. Как ни странно, мне кажется, плюс-минус какие-то решения системные мы можем видеть в Московском правительстве, здесь это еще присутствует. Я иногда общался с одним умным человеком, говорю: объясните мне, зачем Собянин это делает, он же может делать в три раза меньше, как вы говорите, оводы его не будут кусать или будут кусать, ему все равно. Сверху, скорей всего, не поменяют. Зачем? Он же может в три раза меньше делать станций метро, меньше улиц...

Тутта Ларсен:

— Благоустраивать.

Илья Зибарев:

— Зачем он все это делает? Поликлиники может, наверное, не строить, как ходили все в старые, так ходили бы и дальше. А мне сказали: у него и его команды амбиция быть первыми не только в России, а даже в мире. Эта амбиция заставляет человека делать что-то крутое.

Василий Рулинский:

— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим с предпринимателем, благотворителем, меценатом, членом попечительского Совета Фонда Хабенского Ильей Зибаревым. Илья, ты занимаешься еще и менторством в отношении различных не только благотворительных организаций, но и бизнеса. Я так понимаю, что и православного бизнеса. Что такое православный бизнес? Он какой-то особый?

Илья Зибарев:

— Православный бизнес особый и это проявляется в отношениях. В основном я являюсь ментором для собственников либо Сиа, крупных руководителей, в основном. Потому что мой опыт релевантен и нам легко это все обсуждать. С православными легче, потому что мы говорим на одном языке, понимаем принципы, в которых мы существуем, и понимаем, какими смыслами мы руководствуемся. Православный человек понимает, что как ни копай, ты докопаешься до фундамента, он основан на вере. Он может ошибаться в бизнесе, он может ошибаться в мотивации, он может быть даже в конфликте с кем-то, но ты понимаешь, откуда можно начать выстраивать что-то другое. С неправославными сложнее, потому что там порой клубок совершенно разных взглядов на вещи. У нас общество колоссально разное, вообще абсолютно разное. Ты можешь с человеком общаться, потом понимаешь, чуть ли не тайный заговор у него ключевая модель, в которой он живет.

Василий Рулинский:

— Мировое правительство беспокоит его.

Илья Зибарев:

— Да, вот беспокоит серьезно мировое правительство.

Тутта Ларсен:

— Или рептилоид.

Илья Зибарев:

— Некоторых рептилоид, человек реально в это верит. Или общаешься, вдруг, бах — земля плоская. Я говорю: всё, пошли пить кофе. Потому что надо отдохнуть. В православии, конечно, этого нет. Мы примерно понимаем, куда мы хотим двигаться, мне, конечно, комфортней. Я, честно говоря, даже денег меньше беру.

Тутта Ларсен:

— А как это с бизнесом коррелируется, религия, вера и бизнес. Ну, о`кей, можно предположить, что православные предприниматели — это я сейчас мечтаю — например, не жулики и не манипуляторы и , как в Евангелии сказано, да это да у них, а нет это нет. Это, конечно, желаемое за действительно, но тем не менее. Ты для себя как-то определил, здесь заканчивается православие, здесь начинается бизнес?

Илья Зибарев:

— Те люди, которых я знаю, не могу сказать, что там какая-то жесткая граница. Более того, например, я в Альфа-банке долго работал и у Михаила Маратовича Фридмана, который, мне кажется, один из лучших предпринимателей и бизнесменов, он не православный человек, но там да это да, нет это нет. Все достаточно понятно, что человек делает.

Василий Рулинский:

— А есть точка зрения, я ее встречал, некоторые люди именно в православных организациях, в том числе даже священники, священнослужители говорят, что лучше вот на эту позицию не православного даже лучше нанять, он зато дело будет делать, а не нюни распускать. Вам знаком такой подход?

Илья Зибарев:

— Это точно не связано ни с религией, ни с чем, человек либо делает дело, либо он не делает его, это могут быть разные люди. Что вы называете делом, это надо всегда выяснять, кто как оценивает дело. У нас в России дело делать тяжело, у нас в основном предпочитают нанимать лояльных, а не умных, так что тут вопрос большой.

Василий Рулинский:

— Свои проблемы.

Тутта Ларсен:

— А тебе твоя вера не мешает в бизнесе, там, где можно было проскочить...

Илья Зибарев:

— Моя вера мне в моментах мешает, а глобально только выручает. Потому что моя вера позволяет мне не тратить время на всякие компромиссы ради денег или ради места, работая с людьми, с которыми я в жизни ничего вместе бы не делал. А я вместо того, чтобы, может, сидеть и получать миллионы и постоянно, условно говоря, делать то, что делать не надо, я бы купил себе порш еще один бы, или квартиру бы. Но это же не интересно с этими людьми работать. В этом плане наоборот вера помогает очень четко определить, что это люди, с которыми тебе лучше не работать. Они разные бывают, могут врать, обманывать, могут плести интриги сложные. Если дело требует, можно и потерпеть, но дело часто не требует, а больше ты это делаешь из-за какого-то комфорта. Время-то уходит. А мы должны быть готовы, ждать, время терять не надо.

Василий Рулинский:

— По поводу времени. За период, когда ты занимаешься благотворительностью, как бы ты сказал, изменился твой подход, ценностный внутренний подход к благотворительности? Или все такой же, как был в начале?

Илья Зибарев:

— Как был в начале.

Василий Рулинский:

— Как он изменился или вообще не изменился?

Илья Зибарев:

— Не-а.

Василий Рулинский:

— Интересно. Двадцать лет уже занимаешься.

Илья Зибарев:

— И ничего не меняется.

Василий Рулинский:

— Почему?

Илья Зибарев:

— Наверное, изначально правильный был.

Тутта Ларсен:

— Ну что, даже не разочаровываешься в людях?

Илья Зибарев:

— В людях разочарование, это просто не связано с благотворительностью. Единственно, что меняется, это понимание, что все люди хорошие, просто это очень сложно принять. Зато, кстати, мне получается хорошо быть ментором или наставником тогда, когда я реально хочу помогать этим людям. Что такое ментор? Это друг. Я люблю тех, кому помогаю. Даже если они сложные. Я могу сказать: если у вас мотивация — обогащение или карьерная, скажите мне об этом. Я помогу вам понять, как двигаться к тому, что важно, через вашу дорогу. Я их люблю все равно. Если бы я их не любил, я бы не смог им помогать, это точно. Мне кажется, моя работа в эдвайзере, по-русски это как бы советник.

Тутта Ларсен:

— Консультант.

Илья Зибарев:

— Ну вот, не консультант именно, это разное. Эдвайзер — это когда вы сидите, обсуждаете серьезные вопросы, которые вас волнуют. А консультант, когда вы приходите и говорите: у меня гланды, что бы мне сделать? И тогда это хорошо работает. И через такого рода работу эдвайзера, менторства, наставничества мне легче людей полюбить, я лучше их понимаю

Тутта Ларсен:

— А у тебя есть наставник?

Илья Зибарев:

— Нету.

Тутта Ларсен:

— А тебе его не хватает или он тебе не нужен?

Илья Зибарев:

— Сам себя, к сожалению, вылечить не можешь, поэтому конечно, иногда нужен.

Василий Рулинский:

— Что делать?

Илья Зибарев:

— Пока справляюсь, но придет, наверное.

Василий Рулинский:

— А жена? Не наставник?

Тутта Ларсен:

— Жена это жало в плоть.

Илья Зибарев:

— Почему я и про эдвайзера сегодня упоминал, почему важно, например, руководителям или собственникам консультироваться с такими людьми, как я. Потому что общение с супругами, супруга обычно говорит либо ты супер молодец, либо ты надоел и бросай это все и пошли другим заниматься. Друзья тоже либо поддерживают, либо... В основном поддерживают просто, потому что друзья. Сотрудникам многое не скажешь и от них не надо ждать, потому что многие не хотят проявлять слабость перед сотрудниками. Понятно, конкурента нет, с кем сидеть и обсуждать важные для вас бизнес вопросы? Особенно если вам нужно их обсуждать, потому что вы либо на развилке, либо у вас сложная ситуация, либо вообще надо разобраться, куда дальше двигаться и что бы кто-то посмотрел, у вас все в порядке в бизнесе.

Василий Рулинский:

— А было в опыте, когда обращалась какая-то организация, может быть, бизнес какой-то, в основном про бизнес, наверное, в котором к православию не особо расположены люди, возглавляющие эту организацию. А потом благодаря какой-то работе, они меняют свое отношение, может быть, вовлекаются в благотворительность.

Тутта Ларсен:

— Перестают торговать алкоголем и начинают торговать цветами?

Василий Рулинский:

— Ну, например.

Илья Зибарев:

— Было обращение как раз тех, кто алкоголем торгует, они не изменились, они продолжил им торговать и не стали благотворителями. Потому что схемы всякие стали предлагать, а нас эти схемы не устраивают. А был пример, когда человек обратился, как мне казалось, я был уверен, с мотивацией сугубо деловой, а в последствие это вылилось в достаточно устойчивую крепкую благотворительную позицию.

Тутта Ларсен:

— Расскажи про свой собственный личный проект про усадьбы и церкви. Возможно, кто-то из наших слушателей захочет к тебе присоединиться.

Илья Зибарев:

— У меня прямо моих личных проектов нет, есть проекты, которые я поддерживаю. Это совершенно удивительный проект «Общее дело», это деревянные храмы Севера. Там настолько интересно, туда присоединяться, потому что ты можешь компаниями поехать.

Василий Рулинский:

— Найти мужа или жену.

Илья Зибарев:

— Это да, это уже бонус. Там много пар образовывается, потому что ты можешь с людьми побыть на русском Севере неделю, там все видно, все понятно. Эта организация, чем она меня еще подкупает, хорошо организована. Отец Алексей и Лидия — это люди в принципе очень эффективные. Они не любят, когда про них так говорят, но это реально очень эффективно построенная организация. Прекрасный фонд «Белый ирис» возрождение храмов, в отличие от «Общего дела», который занимается северными деревянными храмами, «Белый ирис» занимается большими каменными храмами. Это очень сложная работа.

Василий Рулинский:

— В основном центральная полоса России.

Илья Зибарев:

— Да, Тверская, Ярославская, немножко Тульская область. Это сложная работа, потому что это дикие деньги стоит. Поэтому там сначала борьба за сохранение, потом собрать деньги на проект. Туда тоже нужны и волонтеры и помощники.

Тутта Ларсен:

— И меценаты.

Илья Зибарев:

— И меценаты, да. И помощники с тем, чтобы просто сделать... Не хватает публичности, не хватает того, чтобы про эту тему грамотно рассказывали в тех же соцсетях, много, интересно подавали вопрос. Усадебная тема сейчас тяжела, потому что она не организована. Есть общество владельцев исторических усадеб, это порядка больше сорока человек, люди, которые так или иначе владеют усадьбами. Но сколько мы не пытаемся пробить тот или иной закон, и с Мединским работали и с Голодец, пока никакого системного отклика от государства мы не видим. Какие-то инициативы вроде бы берутся, паспорта формируют, списки. Но воз глобальный и ныне там. То есть никакого системного решения не найдено. По усадьбам максимум, что я могу сказать: люди, у которых есть деньги, обратите внимание, что деньги можно потратить круто. Можно найти относительно небольшую усадьбу, потратить на нее, в зависимости какие у вас ресурсы и деньги, и получить себе интересный либо загородный дом, либо сделать из этого бизнес.

Тутта Ларсен:

— Музей.

Илья Зибарев:

— Музей это не бизнес, к сожалению. А сделать историю, когда там можно жить и уже при этой усадьбе есть какой-то небольшой музей местного быта, который добавляет тех, кто приехал отдохнуть.

Тутта Ларсен:

— Гостиницу можно сделать.

Илья Зибарев:

— Да, вот это вполне себе нормальная история. И это неплохие вложения. У нас есть примеры, когда... Мы поедем на следующие выходные с семьей в усадьбу Скорняково-Архангельское в Липецкой области, наши друзья сделали из нее прекрасный бизнес. И начали, кстати, с возрождения храма. Сначала возродили храм. Алексей туда ездил к бабушке, он приехал и, заработав денег, потратил их на возрождение храма и потом стал возрождать усадьбу. Сделал из этого прекрасный бизнес.

Тутта Ларсен:

— А потом Господь посла ему денег на усадьбу.

Илья Зибарев:

— Практически так и было, я думаю, так и было. Есть же такое мнение, что если цель очень ясна и понятна, то деньги придут. Это все от мотивации. И в бизнесе все в смыслах.

Тутта Ларсен:

— Главное найти наставника, который поможет тебе правильную цель сформировать.

Илья Зибарев:

— Точно.

Тутта Ларсен:

— Именно такой человек сегодня у нас был в гостях.

Илья Зибарев:

— Абсолютно.

Тутта Ларсен:

— Спасибо.

Василий Рулинский:

— Спасибо большое, Илья. Дай Бог, чтобы появлялось больше таких проектов хороших, которые работали бы эффективно.

Тутта Ларсен:

— И находили бы своего наставника.

Василий Рулинский:

— И помогали бы людям.

Илья Зибарев:

— А мы будем им помогать, чем можем.

Тутта Ларсен:

— Это были «Делатели» на Радио ВЕРА.

Василий Рулинский:

— У нас в гостях был Илья Зибарев, предприниматель, меценат, благотворитель. С вами были Тутта Ларсен.

Тутта Ларсен:

— И Василий Рулинский. До новых встреч.

Василий Рулинский:

— Всего доброго.

Илья Зибарев:

— До новых встреч.


Все выпуски программы Делатели


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем