Ярославская икона Божией Матери вошла в русскую историю в тринадцатом столетии. По преданию, образ перенёс в свою вотчину в 1238 году ярославский князь Василий Всеволодович. Он спас святыню от поругания из Владимира, захваченного войсками монгольского военачальника Батыя. Ярославцы приняли реликвию, как милость Пресвятой Богородицы, явленную в тяжкую годину нашествия иноплеменников. Люди изливали перед иконой свои страхи и скорби, и Небесная Заступница подавала утешение среди ужаса и смятения.
Образ поместили на почётное место в Успенском соборе, построенном ещё до монгольского ига, в 1215 году. В начале шестнадцатого века этот храм пережил страшный пожар. Ярославская икона уцелела в огне. Собор возвели заново, и реликвия вернулась под его своды. В 1505 году перед ней молился великий князь Иван Третий. Он именовался Государем всея Руси, поскольку объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы. Умудрённый годами правитель просил Небесную Заступницу о том, чтобы Она никогда не лишала народ своего заступничества.
И Божия Матерь подавала помощь русским людям в драматичные моменты истории по молитвам перед древней святыней. Так, в Смутное время семнадцатого века после молебна у Ярославской иконы был создан особый правительственный орган — Совет всея земли. В него вошли представители всех уездов — русские люди сплотились, чтобы освободить Москву от польских захватчиков. Под сенью Ярославского образа ростовский митрополит Кирилл благословил князя Димитрия Пожарского на создание народного ополчения, которое одолело врага.
У чудотворной реликвии молился первый царь из рода Романовых, юный Михаил Фёдорович. Он следовал через Ярославль из Костромы в Москву в 1613 году, после своего избрания на престол. Благоговейно прикладывался к святыне и последний русский государь, страстотерпец Николай Второй. В 1913 году он посетил в Ярославле торжества, посвящённые трёхсотлетию дома Романовых.
Летопись Ярославской иконы красной нитью прошла сквозь всю историю России. Через эту реликвию Богородица укрепляла верующих и в годы революционных испытаний в начале двадцатого века. Когда 1918 году горожане восстали против большевиков, советская власть устроила в городе настоящий террор. На жилые застройки обрушились артиллеристские снаряды. От взрывов серьёзно пострадал и Успенский собор. А Ярославскую икону не коснулся ни один осколок!
Древняя святыня бесследно исчезла в двадцатых годах двадцатого века после того, как Успенский собор закрыли и разграбили. В 1937 году храм стёрли с лица земли. Но в начале третьего тысячелетия он был отстроен заново. Остается надежда, что и Ярославская икона Божией Матери вернётся после долгого безвестного отсутствия и ещё озарит русскую историю чудесами.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Фома неверующий
Светлая пасхальная неделя или седмица, как принято говорить в Церкви – первая неделя после Пасхи. В течение Светлой седмицы Литургия в храмах совершается пасхальным чином. А завершается Светлая неделя днём, который называется Фоминым воскресеньем. В этот день Церковь празднует память апостола Фомы. За что же оказана такая честь апостолу, имя которого в народе стало нарицательным, причем в негативном плане? «Вот Фома неверующий!» - говорят о человеке, сомневающемуся в факте, который уже стал очевиден.
О том, кем был апостол Фома до своего призвания Спасителем, ничего не известно. Полагают, что он был рыбаком из Галилеи.
Что же касается характера, то есть основания видеть в апостоле Фоме человека весьма приземленного. Он как бы воплощает собой всех людей сомневающегося ума, доверяющих лишь тому, что можно потрогать.
Когда в первый день недели, после своего Воскресения Господь явился ученикам, Фомы с ними не было. Может быть, как человек рационального склада, он был весь поглощен земными делами. И когда другие апостолы сказали ему, что видели Господа, тот только отмахнулся, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Апостолы не знали, как уверить его, а он ходил убежденный, что всем его чаяниям о приходе Христа, Спасителя мира, после смерти Учителя пришел конец. Но вот, как пишет евангелист Иоанн Богослов,: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
От лица апостола Фомы говорил человеческий разум. Господь, обращаясь к нему, обращался ко всем, кто пытается жить исключительно «своим умом».
Как и всем двенадцати апостолам, кроме Иоанна, Фоме суждено будет принять мученическую смерть за проповедь веры в Христа. И примечательно, что он дойдет с ней дальше всех апостолов – до самой Индии. И если глубоко образованному апостолу Павлу удастся убеждать искушенных философией греков, то простому галилейскому рыбаку с пытливым и острым умом также удастся обратить в веру многих жителей страны с тысячелетней традицией познания мира испытующим разумом.
12 мая. О прощении грехов
В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О прощении грехов, — игумен Лука Степанов.
12 мая. О служении медсестёр
Сегодня 12 мая. Международный день медицинских сестер.
О служении медсестёр, — протоиерей Василий Гелеван.