
Ярославская икона Божией Матери вошла в русскую историю в тринадцатом столетии. По преданию, образ перенёс в свою вотчину в 1238 году ярославский князь Василий Всеволодович. Он спас святыню от поругания из Владимира, захваченного войсками монгольского военачальника Батыя. Ярославцы приняли реликвию, как милость Пресвятой Богородицы, явленную в тяжкую годину нашествия иноплеменников. Люди изливали перед иконой свои страхи и скорби, и Небесная Заступница подавала утешение среди ужаса и смятения.
Образ поместили на почётное место в Успенском соборе, построенном ещё до монгольского ига, в 1215 году. В начале шестнадцатого века этот храм пережил страшный пожар. Ярославская икона уцелела в огне. Собор возвели заново, и реликвия вернулась под его своды. В 1505 году перед ней молился великий князь Иван Третий. Он именовался Государем всея Руси, поскольку объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы. Умудрённый годами правитель просил Небесную Заступницу о том, чтобы Она никогда не лишала народ своего заступничества.
И Божия Матерь подавала помощь русским людям в драматичные моменты истории по молитвам перед древней святыней. Так, в Смутное время семнадцатого века после молебна у Ярославской иконы был создан особый правительственный орган — Совет всея земли. В него вошли представители всех уездов — русские люди сплотились, чтобы освободить Москву от польских захватчиков. Под сенью Ярославского образа ростовский митрополит Кирилл благословил князя Димитрия Пожарского на создание народного ополчения, которое одолело врага.
У чудотворной реликвии молился первый царь из рода Романовых, юный Михаил Фёдорович. Он следовал через Ярославль из Костромы в Москву в 1613 году, после своего избрания на престол. Благоговейно прикладывался к святыне и последний русский государь, страстотерпец Николай Второй. В 1913 году он посетил в Ярославле торжества, посвящённые трёхсотлетию дома Романовых.
Летопись Ярославской иконы красной нитью прошла сквозь всю историю России. Через эту реликвию Богородица укрепляла верующих и в годы революционных испытаний в начале двадцатого века. Когда 1918 году горожане восстали против большевиков, советская власть устроила в городе настоящий террор. На жилые застройки обрушились артиллеристские снаряды. От взрывов серьёзно пострадал и Успенский собор. А Ярославскую икону не коснулся ни один осколок!
Древняя святыня бесследно исчезла в двадцатых годах двадцатого века после того, как Успенский собор закрыли и разграбили. В 1937 году храм стёрли с лица земли. Но в начале третьего тысячелетия он был отстроен заново. Остается надежда, что и Ярославская икона Божией Матери вернётся после долгого безвестного отсутствия и ещё озарит русскую историю чудесами.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов
У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели