
Фото: PxHere
Как просто сегодня делать покупки! Почти всё можно приобрести в супермаркете рядом с домом. Интересно, а как совершали покупки раньше — скажем, в средние века? Оказывается, именно тогда возникли первые универсальные торговые площадки. Самой большой из них, не только в России, но и во всей Европе, стала ярмарка Холопьего городка.
В 16-м веке австрийский посол при Русском дворе, Сигизмунд Герберштейн, увидел Холопью ярмарку своими глазами. Он писал: «В том месте бывает самый многолюдный из всех существующих во владениях московского князя базар». Что же это было за место? Холопий городок — местечко близ города Молога, который находился примерно в 30 километрах от современного Рыбинска Ярославской области. В двадцатом веке города не стало — Мологу затопили при строительстве Рыбинского водохранилища. А тогда, в начале XIV столетия, при великом князе Иване Даниловиче Калите, в Холопьем городке близ Мологи был основан большой торг.
На просторном зелёном лугу стройными рядами стояли разноцветные шатры. На каких только языках тут не говорили! Слышалась немецкая и английская речь, раздавались голоса греков, турок, индусов, персов и русского люда. Чем только не торговали! Здесь можно было приобрести и тончайший индийский шёлк, и богатую персидскую парчу. Не было отбоя от заморских покупателей и у наших купцов. С Ярмарки Холопьего городка в Европу и Азию отходили корабли, нагруженные золотым и жемчужным шитьём, кожами и пушниной. Четыре месяца бойкой торговли — обычно с мая и по конец августа — ежегодно приносили государственной казне солидный доход: около ста восьмидесяти пудов серебра. В современном эквиваленте — приблизительно несколько сотен миллионов рублей. Весомый вклад в экономику!
В 16 веке указом великого князя Московского Ивана III ярмарку из Холопьего городка, где ей давно стало тесно, перенесли в место слияния рек Мологи и Волги. Свидетельство о масштабах торговли на новом месте оставил иеродиакон Тимофей (Каменевич-Рвовский), насельник расположенного неподалёку от ярмарки Афанасьевского Холопьего монастыря. В своём историческом труде «О древностях Российских» он сообщает, что великий торг только в длину простирался на семь вёрст, то есть, семь с половиной километров!
Удивительно, с каким размахом и знанием дела подошли наши далёкие предки к устройству такого огромного, универсального живого механизма, как Ярмарка Холопьего городка. Первая на Руси, с которой брала пример вся Европа.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема