В столице Польши, Варшаве, есть район под названием Прага Северная. До середины 20-х годов ХХ века это была малолюдная, лишённая особых достопримечательностей местность. Но всё изменилось, когда в 1928-м году там открылся городской зоопарк. Он сразу же превратился в место притяжения для горожан и туристов. В зверинце можно было увидеть экзотических животных — львов, тигров, носорогов и даже слонов. Варшавский зоопарк сделали популярным местом города его руководители — супруги Жабинские, Ян и Антонина. И именно благодаря им зоопарк вошёл в историю не только как один из крупнейших зоологических садов в Европе, но и как место, где во время Второй Мировой войны нашли спасение сотни жителей города, обречённые на смерть.
Когда в 1928-м Яна Жабинского, известного польского зоолога, назначили на должность директора нового зоопарка, он сразу решил, что переедет туда жить. Чтобы заботится о животных, нужно постоянно быть поблизости. Так размышлял пан Жабинский, и его жена Антонина была с ним полностью согласна. Супруги поселились в доме прямо в центре зоопарка. К его обитателям они относились с большим вниманием. Каждому дали имя. И ежедневно рано утром и вечером, после закрытия лично обходили вольеры, чтобы проверить, все ли животные в порядке. Несколько комнат своего дома Жабинские оборудовали под ветеринарный госпиталь. Ян, опытный зоолог, лично выхаживал самых слабых зверей — конечно, тех, которые могли поместиться в доме. Антонина помогала мужу.
1-го сентября 1939-го семья Жабинских проснулась от оглушительных взрывов. Немецкие войска вторглись на территорию Польши и бомбили Варшаву. Началась Вторая Мировая война. Когда воздушная тревога закончилась, Жабинские, обливаясь слезами, обходили свои владения. Картина была ужасающей. Вольеры разрушены, большинство животных погибло; другие оказались смертельно ранены. Позже Антонина Жабинская писала в мемуарах: «Я смотрела на пустые клетки, слушала мертвую тишину и уговаривала себя, что это — зимняя спячка».
В Варшаве между тем тоже происходили страшные перемены. Нацисты устроили в городе еврейское гетто — особую территорию, покидать которую евреям строго запрещалось. До Яна и Антонины доходили рассказы о том, что немцы массово увозят оттуда людей в концлагерь, где заставляют работать, а потом убивают.
Супруги решили помочь этим несчастным и разработали план. Жабинские уговорили немцев не выселять их семью из опустевшего зоопарка, а открыть на его территории свиноферму — якобы для нужд солдат Рейха. Ну, а свиньям нужно что-то есть — вот Ян и ездил по всему городу на телеге с огромными баками, собирая помои для поросят. Почти каждый день наведывался он за кормом и в гетто. А когда выезжал оттуда, в его телеге, тщательно укрытые от посторонних взоров, прятались несколько человек.
Жабинские размещали беглецов в подвалах пустых вольеров. Там эти люди ждали, пока супруги по подпольным каналам оформят им поддельные документы, где не будет упоминания об их национальности. Моше Тирош, один из тех, кто выжил благодаря Яну и Антонине, вспоминал, как Ян Жабинский привёз его семью в спасительный зоопарк. Моше было тогда три года. Увидев Антонину, её доброе лицо, он сказал матери: «Нам здесь будет хорошо!» В общей сложности более трёхсот человек избежали гибели благодаря Яну и Антонине.
Только чудом Жабинских тогда не раскрыли. Однако их всё же не миновала беда. В 1944-м году Яна арестовали и отправили в концлагерь за участие в антифашистском Варшавском восстании. К счастью, супруги сумели всё пережить. После войны семья вновь воссоединилась в своём доме. Яну и Антонине удалось восстановить своё детище — Варшавский зоопарк. В 2023-м году в честь героических супругов, которые помогали другим выстоять среди ужасов нацизма, зверинец стал называться Зоопарком имени Жабинских.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«На небо очи мои возвожу» (степенна 6-го гласа)
На каждой вечерней субботней службе перед чтением отрывка из Евангелия в храмах поются песнопения, которые имеют общее название «степенные антифоны» или просто «степенны». Слово антифон по-гречески означает «звук напротив». Такое название объясняется тем, что в древности антифоны исполнялись двумя хорами по очереди. Хоры буквально отвечали друг другу звуком на звук. А степенными антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями восхождения» или «песнями ступеней». В древности их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов, которые отличаются между собой мелодией и текстом, и сменяют друг друга от недели к неделе. Их называют «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми. Тексты степенных антифонов сочинил в IX-м веке праведный монах Феодор Студит из Константинополя. Давайте поговорим о степенном антифоне 6-го гласа, который является ответом и своего рода развитием темы 122-го псалма пророка Давида. Поразмышляем над текстом и послушаем этот антифон в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть степенны 6-го гласа по-русски звучит так: «К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово; смилуйся надо мною, чтобы я жил для Тебя. Помилуй нас, уничижённых, и сделай сосудами, пригодными Тебе, Слово». «Слово» — значит «Христос». А вот как этот фрагмент песнопения звучит по-церковнославянски: «На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе! Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове!»
Послушаем первую часть степенного антифона 6-го гласа.
Следующую часть степенны 6-го гласа, как, впрочем, и всех остальных степенных антифонов, иногда называют «славной». Потому что начинается она так: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (то есть „сейчас“) и присно (значит „всегда“) и во веки веков. Аминь» (или по-русски «Истинно так!»). Степенна 6-го гласа продолжается так: «Святой Дух — причина спасения всех; если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет, того скоро возносит от дел земных, окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь». По-церковнославянски строчки этого фрагмента песнопения звучат так: «Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе».
Послушаем вторую часть степенного антифона 6-го гласа.
Текст степенны 6-го гласа очень поэтичный и возвышенный, вдохновляющий. Он буквально описывает состояние, когда выходишь из храма после службы, а особенно после исповеди и Причастия. Физически ощущаешь благодать Божию. Так Господь укрепляет нас, окрыляет, даёт силы и радость жизни.
Давайте послушаем степенный антифон 6-го гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Пpавославия наставниче, благочестия учителю и чистоты» (тропарь Феофану Затворнику)
В селе Выша Рязанской области на слиянии двух рек стоит Вышенский Успенский женский монастырь. Основан он был предположительно в XVI-м или в начале XVII-го века. В конце XIX-го века, когда монастырь ещё был мужским, здесь подвизался русский проповедник, епископ, прославленный в лике святителей, Феофан Затворник. Однажды мне довелось побывать в Вышенском монастыре, в келье святого подвижника, где он 22 года прожил в полном уединении и молитве, приняв на себя подвиг затворничества. «Неужели возможно провести в небольшом пространстве два десятка лет?» — подумала я, войдя в аскетичную, но уютную комнату. На полках и столе было множество книг и рукописей святителя, на стенах — иконы. И здесь же, в небольшом помещении рядом с кельей подвижника, — домовый храм, где молился святой Феофан.
В Вышенском монастыре часто звучит тропарь, то есть гимн, прославляющий святого. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. На русском языке тропарь звучит так: «Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, Вышенский подвижник, святитель Феофан, Богомудрый, писаниями твоими слово Божие объяснил ты и всем верующим путь ко спасению указал. Моли Христа Бога о спасении наших душ». По-церковнославянски текст тропаря звучит так: «Пpавосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шенский подви́жниче, святи́телю Феофа́не, Богому́дpе,/ писа́ньми твои́ми сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́pным путь ко спасе́нию указа́л еси́.// Моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим».
Давайте послушаем это песнопение.
Сёстры Вышенского монастыря с большой нежностью рассказывают о своём небесном покровителе. О том, что уединение оказалось для него «слаще мёда». О том, как он называл Вышу «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух», и говорил, что этот благословенный уголок «можно променять только на Царствие Небесное». Святитель Феофан оставил после себя огромное духовное наследие в виде писем, богословских трудов, переводов... Его поучения просты и понятны. Вот, например, одно из его высказываний: «Не говорите: „Не могу“. Это слово — не христианское. Христианское слово: „Всё могу“. Но не сам по себе, а с укрепляющим нас Господом».
Давайте ещё раз послушаем тропарь святителю Феофану Вышенскому Затворнику в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Плен Сионь от лести обратив» (степенный антифон 7-го гласа)
На вечерних службах примерно в середине богослужения исполняются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности их исполняли антифонно — если перевести с греческого языка дословно «звуком напротив». Два хора стояли друг напротив друга и исполняли песнопения по очереди, отвечая друг другу. А «степенными» антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма. Сочинил ответы-отклики на степенные псалмы монах Феодор Студит, который жил в Константинополе в XIX-м веке. Эти ответы, или припевы, и вошли в церковный Устав как степенные антифоны или степенны.
Всего их восемь. В соответствии с церковной системой восьми гласов — или распевов. Они отличаются и текстом, и мелодией. Поются они по очереди, сменяя друг друга от недели к неделе. И так и называются: «степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Сегодня я расскажу вам о степенном антифоне седьмого гласа. Давайте поговорим об этом песнопении и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть песнопения по-русски звучит так: «Пленников Сионских от блуждания возвративший, и меня, Спаситель, оживи, избавляя от рабства страстям». По-церковнославянски строчка звучит так: «Плен Сионь от лести обратив, и мене Спасе, оживи, / изимая работныя страсти». Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона.
Текст второй части песнопения такой: «Кто при южном ветре сеет скорби, — посты со слезами, — тот с радостью соберёт снопы, вечною жизнью питающие». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «В юг се́яй скорби постныя со слезами, сей радостныя по́жнет рукояти при́сноживопита́ния».
Послушаем вторую часть антифона.
Третьи части всех восьми степенных антифонов называют славными. Начинаются они одинаково: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу и ныне, и присно (то есть всегда) и во веки веков. Аминь (то есть «Да будет так!»). Степенна 7-го гласа продолжается такими словами: «В Святом Духе — источник Божественных сокровищ: / от Него мудрость, разум, благоговение; / Ему — хвала, слава, честь и владычество». По-церковнославянски этот фрагмент звучит так: «Святым Духом источник Божественных сокровищ, / от Негоже премудрость, разум, страх: / Тому хвала и слава, честь и держава».
Послушаем третью часть степенного антифона.
Степенный антифон 7-го гласа является ответом на 125-й псалом царя Давида, который повествует о возвращении евреев из египетского плена. Освобождённые ликовали. Они благодарили Бога за спасение. Автор текста степенного антифона Феодор Студит проводит параллель между спасением еврейского народа и освобождением человека из плена грехов. Поэтому степенный антифон седьмого гласа, впрочем, как и все остальные степенны, можно назвать своеобразным мостиком между Ветхим и Новым заветами. А потому вполне логично, что после того, как хор спел степенну, из Царских врат выходит священник или диакон и читает отрывок из Евангелия.
Давайте послушаем степенный антифон седьмого гласа полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы