В столице Польши, Варшаве, есть район под названием Прага Северная. До середины 20-х годов ХХ века это была малолюдная, лишённая особых достопримечательностей местность. Но всё изменилось, когда в 1928-м году там открылся городской зоопарк. Он сразу же превратился в место притяжения для горожан и туристов. В зверинце можно было увидеть экзотических животных — львов, тигров, носорогов и даже слонов. Варшавский зоопарк сделали популярным местом города его руководители — супруги Жабинские, Ян и Антонина. И именно благодаря им зоопарк вошёл в историю не только как один из крупнейших зоологических садов в Европе, но и как место, где во время Второй Мировой войны нашли спасение сотни жителей города, обречённые на смерть.
Когда в 1928-м Яна Жабинского, известного польского зоолога, назначили на должность директора нового зоопарка, он сразу решил, что переедет туда жить. Чтобы заботится о животных, нужно постоянно быть поблизости. Так размышлял пан Жабинский, и его жена Антонина была с ним полностью согласна. Супруги поселились в доме прямо в центре зоопарка. К его обитателям они относились с большим вниманием. Каждому дали имя. И ежедневно рано утром и вечером, после закрытия лично обходили вольеры, чтобы проверить, все ли животные в порядке. Несколько комнат своего дома Жабинские оборудовали под ветеринарный госпиталь. Ян, опытный зоолог, лично выхаживал самых слабых зверей — конечно, тех, которые могли поместиться в доме. Антонина помогала мужу.
1-го сентября 1939-го семья Жабинских проснулась от оглушительных взрывов. Немецкие войска вторглись на территорию Польши и бомбили Варшаву. Началась Вторая Мировая война. Когда воздушная тревога закончилась, Жабинские, обливаясь слезами, обходили свои владения. Картина была ужасающей. Вольеры разрушены, большинство животных погибло; другие оказались смертельно ранены. Позже Антонина Жабинская писала в мемуарах: «Я смотрела на пустые клетки, слушала мертвую тишину и уговаривала себя, что это — зимняя спячка».
В Варшаве между тем тоже происходили страшные перемены. Нацисты устроили в городе еврейское гетто — особую территорию, покидать которую евреям строго запрещалось. До Яна и Антонины доходили рассказы о том, что немцы массово увозят оттуда людей в концлагерь, где заставляют работать, а потом убивают.
Супруги решили помочь этим несчастным и разработали план. Жабинские уговорили немцев не выселять их семью из опустевшего зоопарка, а открыть на его территории свиноферму — якобы для нужд солдат Рейха. Ну, а свиньям нужно что-то есть — вот Ян и ездил по всему городу на телеге с огромными баками, собирая помои для поросят. Почти каждый день наведывался он за кормом и в гетто. А когда выезжал оттуда, в его телеге, тщательно укрытые от посторонних взоров, прятались несколько человек.
Жабинские размещали беглецов в подвалах пустых вольеров. Там эти люди ждали, пока супруги по подпольным каналам оформят им поддельные документы, где не будет упоминания об их национальности. Моше Тирош, один из тех, кто выжил благодаря Яну и Антонине, вспоминал, как Ян Жабинский привёз его семью в спасительный зоопарк. Моше было тогда три года. Увидев Антонину, её доброе лицо, он сказал матери: «Нам здесь будет хорошо!» В общей сложности более трёхсот человек избежали гибели благодаря Яну и Антонине.
Только чудом Жабинских тогда не раскрыли. Однако их всё же не миновала беда. В 1944-м году Яна арестовали и отправили в концлагерь за участие в антифашистском Варшавском восстании. К счастью, супруги сумели всё пережить. После войны семья вновь воссоединилась в своём доме. Яну и Антонине удалось восстановить своё детище — Варшавский зоопарк. В 2023-м году в честь героических супругов, которые помогали другим выстоять среди ужасов нацизма, зверинец стал называться Зоопарком имени Жабинских.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 54 зач., III, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Разные виды деятельности накладывают на человека различные степени ответственности перед окружающими. Например, одно дело тихо и мирно ремонтировать обувь. Ты в данном случае отвечаешь только перед заказчиком. Совершенно иная ситуация складывается, когда ты работаешь учителем. Тут уже в твоих руках оказывается будущее — ты несёшь ответственность перед многими людьми, отвечаешь за судьбу общества. О данной теме рассуждает в отрывке из 3-й главы своего послания апостол Иаков. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Апостол Иаков, сын Иосифа Обручника от первого брака, сначала не верил в то, что его сводный брат — Иисус — это Тот самый Спаситель. И даже пытался препятствовать служению Христову. Но чудо Воскресения всё изменило. Воскресший Спаситель явился Своему сводному брату и уверил его в том, что Он и есть Мессия. Иаков не только поверил во Христа, но решил посвятить себя служению Церкви, став впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви.
Иаков, конечно же, прекрасно понимал, что прошлого переписать невозможно. И люди прекрасно помнят, как он ругал Господа Иисуса, обличал Его, требовал прекратить проповедовать. Испытывая чувство покаяния, первый епископ Иерусалима служил ревностно, делал всё, чтобы искупить совершённые ошибки. Иаков также осознавал, что права на ещё какие-либо промахи у него просто нет. А потому к себе относился со всей строгостью.
Призывает Иаков к сдержанности, мудрости и своих читателей. Во-первых, святой предупреждает, что далеко не всем следует соглашаться на служение учителей и проповедников христианской веры. Иногда лучше заниматься менее заметным и ответственным служением. Ведь если ты взялся других учить вере, будь добр на деле соответствовать тому, в чём иных наставляешь. А если слова и поступки твои разнятся, значит, ты сам обрёк себя на обиднейшую неудачу.
Святой призывает с ответственностью относиться к дару слова. Язык — это то, что отличает человека от иных живых существ и то, что роднит нас с нашим Творцом. Господь с помощью Слова, через Слово сотворил наш мир. Сын Божий Иисус Христос проповедовал с помощью слова Своё спасительное учение и оставил его (это учение) нам через Своих апостолов. Мы, собираясь на богослужение, приносим Богу словесную бескровную жертву нашей молитвы. Таким образом, слово оказывается важнейшим инструментом нашего освящения, мостиком, который связывает нас с реальностью Царства Небесного.
Но апостол Иаков предупреждает, что слово может стать и инструментом погибели. В особенности тогда, когда оно наполнено злобой, ненавистью, презрением. И такого способа использования дара речи вокруг нас предостаточно. Что скрывать, сегодня многие наши современники с помощью мата не ругаются, а просто разговаривают. И не в состоянии как-то иначе выразить свои мысли.
Мат — не какая-то магическая история. Это, прежде всего, оскорбление и достоинства человека, и достоинства Бога. Ведь мат оскверняет ещё одну важнейшую способность каждого из нас — возможность дарить любовь, создавать новую жизнь. И такое оскорбительное поведение, в конечном счёте, приводит к общей деградации как матерщинника, так и общества, которое решило для себя, что нет ничего страшного в осквернении себя, и речи, и жизни как таковой. И ужасно, когда бранную речь позволяют себе те, кто претендует быть учителями общества. Будем же дорожить словом — удивительным даром Божиим. Чтобы с его помощью освящать, а не губить мир вокруг нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как привить ребёнку важные жизненные ценности? Об этом и многом другом узнайте в журнале «КлеверЛаб»
Команда проекта «Клевер Лаборатория» развивает уникальный ресурс — интернет-журнал «КлеверЛаб». Его задача — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Для многих людей журнал «КлеверЛаб» уже стал добрым помощником не только в семейной жизни, но и в работе. Своим опытом поделилась Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе в лицее города Фрязино Московской области: «В современном мире всё очень быстро меняется и в этом бурном потоке теряются важные для человека понятия. Чтобы сегодня объединить ребят в слаженный коллектив, нужно хорошо потрудиться. На помощь нам приходят материалы, подборки мультфильмов и заданий от журнала „КлеверЛаб“. Особенно выручают игры, которые позволяют на деле показать — что такое единство и формируют в детях такие важные понятия, как ответственность, дружба, взаимовыручка и помощь».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» вы найдёте много полезных подборок и материалов.
Этот проект создан для всех, кому небезразлично будущее детей. И чтобы он продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше интересных статей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые в древнерусской литературе». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святых в произведениях древнерусской литературы, какие литературные жанры существовали в период с 11 по 17 века, в чем были особенности жанра житий святых, кто были их авторы, а также в каких еще литературных памятниках появлялись образы святости.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер