
— Смотри, какой колоритный персонаж на картине!
— Ой, и правда! Знаешь, он мне напоминает монаха, которого мы сегодня с тобой видели в Псковском Троицком соборе. И борода такая же, и чёрная островерхая шапочка. Как она, кстати, называется?
— Скуфья. Это монашеский головной убор.
— Большое спасибо за подсказку! Так значит, на этом полотне и правда изображён монах?
— Картина называется «Продавец образков». Её автор — художник Иван Иванович Творожников. Он написал её летом 1887 года, когда приехал из Москвы навестить родные места — село Завидово под Тверью. В один из дней в село пришёл продавец икон и церковных книг. Его и запечатлел Творожников на своём полотне. Теперь оно — часть коллекции картинной галереи Псковского музея-заповедника. Ну, а скуфья на голове у мужчины свидетельствует о том, что он, возможно, действительно, монах.
— А мне он по виду напоминает нищего. Одежда выцвела, башмаки стоптанные, пыльные. В руке дорожный посох...
— И котомка за плечами!
— А ведь так оно и есть. Продавец образков — самый настоящий странник. В 19 веке немало таких ходило по городам и весям. Собственно говоря, их и торговцами назвать сложно. Главной целью было не продать что-нибудь, а принести людям слово Божие. Как правило, это были люди грамотные и начитанные, хорошо знающие Священное писание и жития святых. Когда они приходили в деревню или село, вокруг всегда собирался народ. Что-то, конечно, у них покупали — иконку или молитвенник. Но больше расспрашивали, слушали. Ведь читать в то время многие крестьяне попросту не умели.
— Кстати, хотя картина и называется «Продавец образков», действительно, около её героя-странника лежат именно книги. Одну он держит в руках. Пальцем заложил страницу, которую читал, кажется, всего минуту назад. Как будто его окликнули, что-то спросили. И он собирается ответить.
— А в глазах доброта и мудрость. Видно, что человек многое пережил за годы странничества.
— Кстати, именно картина «Продавец образков» прославила Ивана Творожникова как создателя жанровых полотен. Прежде он был известен как иконописец. Расписывал московский Храм Христа Спасителя, писал образа для иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге.
— Вот оно что! А я-то думаю, откуда в картине, при всей её простоте, столько духовного света!
— Это вроде бы портрет, и в то же время не совсем. За «Продавцом образков» как будто целая эпоха стоит...
— Именно так! И эту эпоху в лицах чутко и правдиво изображал на своих полотнах русский художник Иван Иванович Творожников.
Картину Ивана Творожникова «Продавец образков» можно увидеть в картинной галерее Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Все выпуски программы: Краски России
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











