
— Смотри, какой колоритный персонаж на картине!
— Ой, и правда! Знаешь, он мне напоминает монаха, которого мы сегодня с тобой видели в Псковском Троицком соборе. И борода такая же, и чёрная островерхая шапочка. Как она, кстати, называется?
— Скуфья. Это монашеский головной убор.
— Большое спасибо за подсказку! Так значит, на этом полотне и правда изображён монах?
— Картина называется «Продавец образков». Её автор — художник Иван Иванович Творожников. Он написал её летом 1887 года, когда приехал из Москвы навестить родные места — село Завидово под Тверью. В один из дней в село пришёл продавец икон и церковных книг. Его и запечатлел Творожников на своём полотне. Теперь оно — часть коллекции картинной галереи Псковского музея-заповедника. Ну, а скуфья на голове у мужчины свидетельствует о том, что он, возможно, действительно, монах.
— А мне он по виду напоминает нищего. Одежда выцвела, башмаки стоптанные, пыльные. В руке дорожный посох...
— И котомка за плечами!
— А ведь так оно и есть. Продавец образков — самый настоящий странник. В 19 веке немало таких ходило по городам и весям. Собственно говоря, их и торговцами назвать сложно. Главной целью было не продать что-нибудь, а принести людям слово Божие. Как правило, это были люди грамотные и начитанные, хорошо знающие Священное писание и жития святых. Когда они приходили в деревню или село, вокруг всегда собирался народ. Что-то, конечно, у них покупали — иконку или молитвенник. Но больше расспрашивали, слушали. Ведь читать в то время многие крестьяне попросту не умели.
— Кстати, хотя картина и называется «Продавец образков», действительно, около её героя-странника лежат именно книги. Одну он держит в руках. Пальцем заложил страницу, которую читал, кажется, всего минуту назад. Как будто его окликнули, что-то спросили. И он собирается ответить.
— А в глазах доброта и мудрость. Видно, что человек многое пережил за годы странничества.
— Кстати, именно картина «Продавец образков» прославила Ивана Творожникова как создателя жанровых полотен. Прежде он был известен как иконописец. Расписывал московский Храм Христа Спасителя, писал образа для иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге.
— Вот оно что! А я-то думаю, откуда в картине, при всей её простоте, столько духовного света!
— Это вроде бы портрет, и в то же время не совсем. За «Продавцом образков» как будто целая эпоха стоит...
— Именно так! И эту эпоху в лицах чутко и правдиво изображал на своих полотнах русский художник Иван Иванович Творожников.
Картину Ивана Творожникова «Продавец образков» можно увидеть в картинной галерее Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер