Неподалёку от колокольни Спасского собора в городе Елабуга стоит металлическая будочка, возле которой всегда толпится народ с вёдрами и бидонами. В будке находится водопроводная колонка, и старожилы обязательно предлагают гостям города отведать водички Ивана Васильевича. А на вопрос, кто такой Иван Васильевич, отвечают: «Отец живописца Ивана Ивановича Шишкина».
Шишкин-старший был для Елабуги знаковой фигурой. Купец, дважды избиравшийся городским головой, мастер-изобретатель, археолог, писатель и благотворитель – он всю жизнь работал без устали, а побуждением к труду называл «одну-единственную любовь к Родине».
Иван Васильевич родился в 1792 году. Не окончил даже церковно-приходскую школу: грамоте маленького Ваню учила мама. Работать он начал рано и поражал родителей умением вести дела в лавке. В 27 лет Иван женился, построил просторный дом, по комнатам которого спустя несколько лет бегало шестеро детей. Семья была для Ивана Васильевича счастьем, и он старался уделять ей как можно больше времени. А потому вскоре купеческая деятельность с её постоянными разъездами уступила место общественной работе на благо Елабуги. Неподкупно честный Шишкин слыл одним из самых уважаемых людей в городе: сначала его избрали бургомистром, а потом и градоначальником.
Всю свою энергию и большую часть денег он тратил на городские нужды. При его участии в Елабуге появились Троицкая церковь, казармы для инвалидов, манеж, а берега реки Тоймы украсила красивая ограда. Иван Васильевич строил новые мельницы и совершенствовал уже работающие, за что его прозвали «елабужским Кулибиным». В те годы за питьевой водой горожанам приходилось ездить к огромным цистернам. Дорога к ним вела ужасная, в дождь к ней лучше было и не приближаться - Шишкин замостил её. А в 1833 году проложил в Елабуге первый деревянный водопровод. Сам разработал проект, сам нанял мастеров «вертеть трубы» из соснового леса. Когда их уложили в канавы, началась сильная гроза - трубы унесло потоками воды. Шишкин начал всё заново и воду благополучно пустили. На городских площадях под специальными навесами установили краны, которые елабужане назвали «фонтанами». И били эти фонтаны, писал Шишкин, «на несколько сажен вверх как нельзя лучше».
Увлёкшись историей Елабуги, Шишкин занялся делом совсем не характерным для купца – археологией и раскопками. Следы деятельности Ивана Васильевича по сей день украшают город. Например, старинная Булгарская башня уцелела только благодаря Шишкину – он отреставрировал ее на собственные деньги. На свои же средства провел раскопки в селе Ананьино и нашёл множество древних предметов. Таинственный курган, где проводились поиски, учёные назвали Ананьинским могильником. Финно-угорские племена жили здесь в восьмом веке до Рождества Христова. За проведённую исследовательскую работу Ивана Васильевича удостоили звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
В 1871 году Шишкин написал и издал книгу «История города Елабуги». Один из её читателей – житель Чистополя Зотиков - отправил Ивану Васильевичу письмо: «Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека, столь любознательного, за всем следящего 80-летнего старца. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам в назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями и всякими превратностями, где вы во всём сохранили нравственный долг». В этих словах не было лести. Вся Елабуга знала, что Шишкин никогда не претендовал на звания и почести. И вся Елабуга пришла поздравить Ивана Васильевича, когда царском указом его пожаловали парадным мундиром, расшитым золотом, с орденами и лентой.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер