Неподалёку от колокольни Спасского собора в городе Елабуга стоит металлическая будочка, возле которой всегда толпится народ с вёдрами и бидонами. В будке находится водопроводная колонка, и старожилы обязательно предлагают гостям города отведать водички Ивана Васильевича. А на вопрос, кто такой Иван Васильевич, отвечают: «Отец живописца Ивана Ивановича Шишкина».
Шишкин-старший был для Елабуги знаковой фигурой. Купец, дважды избиравшийся городским головой, мастер-изобретатель, археолог, писатель и благотворитель – он всю жизнь работал без устали, а побуждением к труду называл «одну-единственную любовь к Родине».
Иван Васильевич родился в 1792 году. Не окончил даже церковно-приходскую школу: грамоте маленького Ваню учила мама. Работать он начал рано и поражал родителей умением вести дела в лавке. В 27 лет Иван женился, построил просторный дом, по комнатам которого спустя несколько лет бегало шестеро детей. Семья была для Ивана Васильевича счастьем, и он старался уделять ей как можно больше времени. А потому вскоре купеческая деятельность с её постоянными разъездами уступила место общественной работе на благо Елабуги. Неподкупно честный Шишкин слыл одним из самых уважаемых людей в городе: сначала его избрали бургомистром, а потом и градоначальником.
Всю свою энергию и большую часть денег он тратил на городские нужды. При его участии в Елабуге появились Троицкая церковь, казармы для инвалидов, манеж, а берега реки Тоймы украсила красивая ограда. Иван Васильевич строил новые мельницы и совершенствовал уже работающие, за что его прозвали «елабужским Кулибиным». В те годы за питьевой водой горожанам приходилось ездить к огромным цистернам. Дорога к ним вела ужасная, в дождь к ней лучше было и не приближаться - Шишкин замостил её. А в 1833 году проложил в Елабуге первый деревянный водопровод. Сам разработал проект, сам нанял мастеров «вертеть трубы» из соснового леса. Когда их уложили в канавы, началась сильная гроза - трубы унесло потоками воды. Шишкин начал всё заново и воду благополучно пустили. На городских площадях под специальными навесами установили краны, которые елабужане назвали «фонтанами». И били эти фонтаны, писал Шишкин, «на несколько сажен вверх как нельзя лучше».
Увлёкшись историей Елабуги, Шишкин занялся делом совсем не характерным для купца – археологией и раскопками. Следы деятельности Ивана Васильевича по сей день украшают город. Например, старинная Булгарская башня уцелела только благодаря Шишкину – он отреставрировал ее на собственные деньги. На свои же средства провел раскопки в селе Ананьино и нашёл множество древних предметов. Таинственный курган, где проводились поиски, учёные назвали Ананьинским могильником. Финно-угорские племена жили здесь в восьмом веке до Рождества Христова. За проведённую исследовательскую работу Ивана Васильевича удостоили звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
В 1871 году Шишкин написал и издал книгу «История города Елабуги». Один из её читателей – житель Чистополя Зотиков - отправил Ивану Васильевичу письмо: «Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека, столь любознательного, за всем следящего 80-летнего старца. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам в назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями и всякими превратностями, где вы во всём сохранили нравственный долг». В этих словах не было лести. Вся Елабуга знала, что Шишкин никогда не претендовал на звания и почести. И вся Елабуга пришла поздравить Ивана Васильевича, когда царском указом его пожаловали парадным мундиром, расшитым золотом, с орденами и лентой.
Отраженный эффект. Наталия Лангаммер
Недавно обнаружила в себе такое детское, строптивое восприятие заповедей Божьих. Словно, папа запрещает делать что-то, что приятно и хочется. И я не про объедение тортами.
Так я воспринимала запрет осуждать других. Все объяснения, что нельзя себе присваивать право Бога судить, что мы все равно ошибаемся в своих рассуждениях о других, они важные, но касались только моего ума.
Вот этого «возненавидь грех» в душе не было. Даже когда другие люди сторонились обсуждений с оценками людей, мне казалось, они какие-то неискренние. Ну как можно не иметь свою точку зрения относительно поведения кого-то из знакомых. Тем более, если он совершил вопиющий поступок!
И вот здесь я и отловила свою ошибку. Осуждая, судя других, я мучаю свою душу. Смотрите, какая тут схема.
Осуждая, я приписываю другим свою мотивацию. И чем темнее моя душа, тем чернее выглядят и души окружающих. Если предположить, что для меня норма ложь, то мне будет казаться, что это — норма и для окружающих. Если для меня норма — говорить пакости о людях за спиной, то я буду думать, что и другие обо мне говорят плохо за спиной. Если для меня норма в своем суде быть беспощадной, то и от других я жду такого же отношения к себе.
Как страшно! Человек с темным оком весь мир видит темным! Вот о чем говорил Господь.
И выход, как обычно, один — молитва. И прошение Господа очистить мою душу. Ведь если око мое светло, то и тело светло. И мир светлый, и от меня свет Божий передастся другим.
А вкусность процесса осуждения — это сладкий яд. Но все это понимается только тогда, когда Господь приходит в душу, все в ней чистит и белит. Вот такую ловушку я обнаружила на духовном пути. Станем трезветь и молиться. Без этого никак.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
15 сентября. Об искреннем призывании Бога
В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа одному юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».
Об искреннем призывании Бога, — епископ Черняховский и Славский Николай.
15 сентября. О Христе Спасителе
В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Христос умер за грехи наши, по Писанию».
О Христе Спасителе, — иеромонах Назарий Рыпин.