
Писатель Лев Толстой писал о своём друге Иване Раевском, что тот был человеком, который придавал окружающим бодрости в жизни и уверенности в том, что мир стоит на добре, а не на зле.
В селе Бегичевка Рязанской губернии Раевский появился по окончании Московского университета в 1874-ом году. Построил в усадьбе новый дом, перевёз туда свою семью и занялся сельским хозяйством. Из-за границы выписывал технику, удобрения. Подружился с крестьянами, помогал им советами и деньгами. Построил для местных ребятишек школу в селе.
В 1891-ом году в Центральной России из-за неурожая начался голод. Раевский, заботясь о спасении жителей Бегичевки и соседних деревень, развил бурную деятельность. В первую очередь, решил Иван Иванович, необходимо собирать средства в помощь голодающим. К делу нужно подключить земство и состоятельных помещиков. Всем этим и занялся Раевский. Он открыл в Бегичевке шесть бесплатных столовых и убедил владельца соседнего села сделать то же самое у себя.
Считая, что такими полумерами народу не поможешь, Иван Иванович решил строить столовые в каждой деревне губернии. Но откуда взять столько денег? Нужны средства на продукты, на их перевозку, на оплату труда работников. И Раевский задумал привлечь к делу своего друга Льва Толстого. Ведь участие в проекте по борьбе с голодом писателя с мировым именем — это гарантия того, что к помощи голодающим присоединятся богатейшие люди страны. Толстой отказал Раевскому, заметив, что «единственное средство помочь коню везти воз — это слезть с него». Но от Ивана Ивановича не так-то просто было отмахнуться. Он попросил Толстого съездить хотя бы в один пострадавший район и написать статью об увиденном. На это Лев Николаевич согласился. Он поехал в Епифанский уезд, как полагал на пару дней, а задержался в губернии на год, настолько потрясли его народные страдания. И только за первый месяц совместной работы Раевский с Толстым открыли тридцать столовых, в которых кормили до полутора тысяч человек.
Иван Иванович взял на себя основной груз забот о голодающих. Вёл деловую переписку, ездил по деревням, сам выпекал хлеб, трудился в столовых. В своём доме устроил штаб помощи голодающим. В фонд, организованный Раевским, поступали деньги, продукты, одежда со всей России и из-за границы.
Увы, в конце 1891-ого года, в самый разгар работы Иван Иванович умер. Предельно скромный человек, он совсем не заботился о себе. Если в проливной дождь нужно было ехать в какое-нибудь дальнее село закупать хлеб, он отправлялся в путь. Возил в больницы ослабевших от голода людей. В ноябрьскую непогоду повозка Раевского застряла в овраге, полном воды. Раевский выбирался буквально вплавь. Простудился, но уже на следующий день, не обращая внимания на высокую температуру, снова выехал из дома — нужно было договориться о закупке муки. А когда вернулся, слёг и больше уже не вставал. Через шесть дней Ивана Ивановича не стало.
Но проект Раевского продолжал жить. Толстой в память о друге открыл ещё сорок бесплатных столовых.
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.