Утро не обещало семье Ибрагимовых из Воронежа ничего необычного. Елена Анатольевна на кухне ставила на поднос чашку с чаем и завтрак для дочери. Шестнадцатилетняя Диана почти не вставала – у неё была острая форма лейкоза; лекарства, уколы и капельницы совсем ослабили девочку. Врачи в один голос твердили: нужна операция, и как можно быстрее. Но она стоит огромных денег, а где их взять?! Они разместили просьбу о помощи в Интернете. И надеялись, что кто-нибудь откликнется.
На кухонном столе запищал телефон. Елена Анатольевна взяла его, и, вскрикнув, чуть не выронила из рук. Это было сообщение от банка: «Пополнение счёта. Баланс – пятьсот тысяч рублей». Дрожащими пальцами женщина набрала номер банка:
- Могу я узнать, откуда пришёл перевод? – взволнованно спросила она.
- Приносим свои извинения, но информация конфиденциальна. Человека, приславшего Вам деньги, зовут Иван Леонидович. Это всё, что мы можем сказать, – ответили на том конце провода.
…В городе Ярославле на ледовой арене тренировалась команда хоккейного клуба «Локомотив». Капитан - тридцатилетний Иван Ткаченко - сосредоточенно следил за шайбой. И ни один человек на свете не знал, и даже не догадывался, что именно он и есть тот самый таинственный «Иван Леонидович», пожертвовавший полмиллиона рублей тяжело больной девочке из Воронежа. Иван Ткаченко помог не только ей: он ежемесячно перечислял крупные суммы в благотворительные фонды, помогающие детям с онкологическими заболеваниями.
Ваня Ткаченко встал на лёд, когда ему исполнилось пять. А через год родители привели его в спортивную школу, где на первой же тренировке он забил четыре гОла. Иван оправдал надежды тренеров – через несколько лет он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых российских хоккеистов, играл в престижных клубах, получил звание Заслуженного мастера спорта и в конце две тысячи девятого года стал капитаном ярославского «Локомотива». Однако Ивану был совершенно чужд пафос во всех его проявлениях. Он не носил дорогих часов, не фотографировался для рекламы. В перерывах между тренировками и матчами, он вёл тихую жизнь семьянина и отца двоих детей. И – помогал, помогал, помогал тем, кто был в нужде. Он мог, к примеру, отправить перевод бабушке из глубинки, у которой развалился дом, просто увидев сюжет по телевидению. Но и это он делал без малейшего расчета на публичность. О том, что Иван занимается благотворительностью, не знали даже самые близкие ему люди – родители и жена.
А между тем, Иван Ткаченко оказывал большую поддержку и храму Смоленской Божьей Матери в селе Фёдоровское. Помогал с отоплением, техникой, убранством церкви. Он приезжал туда часто, и, первым делом, спрашивал у настоятеля, нет ли на приходе нуждающихся. И когда потом эти люди приходили в храм, изумлённо восклицая: «Батюшка, нам Бог помог!», священник прятал довольную улыбку и думал: «Знаю, через кого Он помог!»
…Седьмого сентября две тысячи одиннадцатого года из Ярославского аэропОрта ТУношна поднялся самолёт - и упал на взлёте, не успев набрать высоту. В этой авиакатастрофе в полном составе погибла команда «Локомотив» во главе со своим капитаном – Иваном Леонидовичем Ткаченко. Ему исполнился тридцать один год.
Но прямо перед посадкой Иван успел перевести воронежской девочке Диане Ибрагимовой еще полмиллиона – на послеоперационную реабилитацию. Потом подсчитают, что он потратил на благотворительные пожертвования около десяти миллионов рублей.
«Он делал добро, как дышал» - вспоминали об Иване Ткаченко друзья. Сам хоккеист отзывался о себе куда более скромно: «Так, помогаю иногда…». И очень не любил об этом говорить, - потому что предпочитал делать.
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов