Когда Иван Крамской представил картину «Христос в пустыне» на суд, критики говорили: «Это не Христос!». Художник отвечал, что и при земной жизни Иисуса многие не узнали в нём Мессию. На полотне Христос изображён во время его борьбы с искушениями.

— Маргарита Константиновна, вас не смущает вот эта картина — «Христос в пустыне»?
— Произведение Ивана Крамского? Нет, Наташа. Это одно из моих любимых полотен здесь, в Третьяковской галерее. А тебя оно смутило?
— Мне кажется, Иисус Христос здесь слишком беспомощный. Холодный рассвет, безжизненная пустыня, и на этом фоне — усталый босой человек, сидящий на камне. В его фигуре нет Божественного величия, она внушает скорее жалость, чем благоговение.
— Подобные упрёки в адрес Ивана Крамского звучали ещё в 1872 году, когда он представил картину на Второй передвижной выставке в Санкт-Петербурге. Критики говорили: «Это не Христос!» А художник возражал на это, что когда Иисус жил среди людей, многие в Нём так же не узнали Мессию. А между тем, ещё в книге пророка Исайи о Спасителе сказано, что он — «муж скорбей», и «нет в Нём ни вида, ни величия».
— Но эти слова пророк говорил о Распятом Христе. А на картине Ивана Крамского ещё далеко до Распятия.
— Наташенька, в земной жизни Иисуса нет моментов, далёких от Креста. Он затем и пришёл в этот мир, чтобы принять мученическую смерть. Даже на иконах Богородицы, где Христос изображён младенцем, угадывается тема Его страдания. Лик Божией Матери скорбен, поскольку Рождество и Распятие едины. А сорокадневный пост Спасителя, представленный на картине Ивана Крамского, можно назвать началом пути на Голгофу.
— Потому что Иисус голодал в пустыне?
— Потому что там Он преодолел испытания, чтобы вскоре выйти на решающую битву со злом. Евангелие рассказывает, что в пустыне дьявол трижды приступал к Спасителю с соблазнами. Сначала он призывал алчущего Богочеловека обратить камни в хлеб. Затем перенёс Его на вершину Иерусалимского храма со словами: «Если ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя». И, наконец, обещал власть над всеми земными царствами, если Христос поклонится ему.
— Разве Иисусу было трудно отказаться, ведь Он же Бог?
— Бог. Но и человек в полной мере, во всём подобный нам, кроме греха. Испытание в пустыне требовало от Христа предельного сосредоточения, молитвенного усилия, внутренней работы. Именно это хотел показать Иван Крамской в своей работе. Он так описывал Христа: «Усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит Он один между холодными камнями; руки крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена. Молчит так давно, что губы запеклись...».
— Но ведь всё это уже в прошлом! Иисус и в пустыне дьявола посрамил, и Воскрес. Наверное, правильнее показать Его людям Победителем, а не Страдальцем?
— Воскресение Христа и Его победа над смертью — безусловно, самая большая отрада для христианина. Но и память о том, что Он прошёл земной путь страданий и испытаний как человек, может быть утешительной. Об этом апостол Павел сказал: «ибо Господь Сам претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь».
— Кажется, я начинаю понимать. Вы хотите сказать, что в минуту испытания или сомнения человеку важно не только всемогущество Бога, но и Его... близость? Понимание?
— Ну, конечно, Наташенька. И Крамской свою картину в первую очередь адресовал тем людям, которые стоят перед нравственным выбором, борются с искушением.
— А хоть раз в жизни такой непростой выбор встаёт, наверное, перед каждым.
— И каждый может поразмышлять над полотном «Христос в пустыне» в Третьяковской галерее, вспомнить о том, что Победитель зла и смерти на себе испытал немощи человеческой природы. И попросить у Него помощи!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема