Когда Иван Крамской представил картину «Христос в пустыне» на суд, критики говорили: «Это не Христос!». Художник отвечал, что и при земной жизни Иисуса многие не узнали в нём Мессию. На полотне Христос изображён во время его борьбы с искушениями.

— Маргарита Константиновна, вас не смущает вот эта картина — «Христос в пустыне»?
— Произведение Ивана Крамского? Нет, Наташа. Это одно из моих любимых полотен здесь, в Третьяковской галерее. А тебя оно смутило?
— Мне кажется, Иисус Христос здесь слишком беспомощный. Холодный рассвет, безжизненная пустыня, и на этом фоне — усталый босой человек, сидящий на камне. В его фигуре нет Божественного величия, она внушает скорее жалость, чем благоговение.
— Подобные упрёки в адрес Ивана Крамского звучали ещё в 1872 году, когда он представил картину на Второй передвижной выставке в Санкт-Петербурге. Критики говорили: «Это не Христос!» А художник возражал на это, что когда Иисус жил среди людей, многие в Нём так же не узнали Мессию. А между тем, ещё в книге пророка Исайи о Спасителе сказано, что он — «муж скорбей», и «нет в Нём ни вида, ни величия».
— Но эти слова пророк говорил о Распятом Христе. А на картине Ивана Крамского ещё далеко до Распятия.
— Наташенька, в земной жизни Иисуса нет моментов, далёких от Креста. Он затем и пришёл в этот мир, чтобы принять мученическую смерть. Даже на иконах Богородицы, где Христос изображён младенцем, угадывается тема Его страдания. Лик Божией Матери скорбен, поскольку Рождество и Распятие едины. А сорокадневный пост Спасителя, представленный на картине Ивана Крамского, можно назвать началом пути на Голгофу.
— Потому что Иисус голодал в пустыне?
— Потому что там Он преодолел испытания, чтобы вскоре выйти на решающую битву со злом. Евангелие рассказывает, что в пустыне дьявол трижды приступал к Спасителю с соблазнами. Сначала он призывал алчущего Богочеловека обратить камни в хлеб. Затем перенёс Его на вершину Иерусалимского храма со словами: «Если ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя». И, наконец, обещал власть над всеми земными царствами, если Христос поклонится ему.
— Разве Иисусу было трудно отказаться, ведь Он же Бог?
— Бог. Но и человек в полной мере, во всём подобный нам, кроме греха. Испытание в пустыне требовало от Христа предельного сосредоточения, молитвенного усилия, внутренней работы. Именно это хотел показать Иван Крамской в своей работе. Он так описывал Христа: «Усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит Он один между холодными камнями; руки крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена. Молчит так давно, что губы запеклись...».
— Но ведь всё это уже в прошлом! Иисус и в пустыне дьявола посрамил, и Воскрес. Наверное, правильнее показать Его людям Победителем, а не Страдальцем?
— Воскресение Христа и Его победа над смертью — безусловно, самая большая отрада для христианина. Но и память о том, что Он прошёл земной путь страданий и испытаний как человек, может быть утешительной. Об этом апостол Павел сказал: «ибо Господь Сам претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь».
— Кажется, я начинаю понимать. Вы хотите сказать, что в минуту испытания или сомнения человеку важно не только всемогущество Бога, но и Его... близость? Понимание?
— Ну, конечно, Наташенька. И Крамской свою картину в первую очередь адресовал тем людям, которые стоят перед нравственным выбором, борются с искушением.
— А хоть раз в жизни такой непростой выбор встаёт, наверное, перед каждым.
— И каждый может поразмышлять над полотном «Христос в пустыне» в Третьяковской галерее, вспомнить о том, что Победитель зла и смерти на себе испытал немощи человеческой природы. И попросить у Него помощи!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема