Иван Крамской. «Христос в пустыне» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Крамской. «Христос в пустыне»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, вас не смущает вот эта картина — «Христос в пустыне»?

— Произведение Ивана Крамского? Нет, Наташа. Это одно из моих любимых полотен здесь, в Третьяковской галерее. А тебя оно смутило?

— Мне кажется, Иисус Христос здесь слишком беспомощный. Холодный рассвет, безжизненная пустыня, и на этом фоне — усталый босой человек, сидящий на камне. В его фигуре нет Божественного величия, она внушает скорее жалость, чем благоговение.

— Подобные упрёки в адрес Ивана Крамского звучали ещё в 1872 году, когда он представил картину на Второй передвижной выставке в Санкт-Петербурге. Критики говорили: «Это не Христос!» А художник возражал на это, что когда Иисус жил среди людей, многие в Нём так же не узнали Мессию. А между тем, ещё в книге пророка Исайи о Спасителе сказано, что он — «муж скорбей», и «нет в Нём ни вида, ни величия».

— Но эти слова пророк говорил о Распятом Христе. А на картине Ивана Крамского ещё далеко до Распятия.

— Наташенька, в земной жизни Иисуса нет моментов, далёких от Креста. Он затем и пришёл в этот мир, чтобы принять мученическую смерть. Даже на иконах Богородицы, где Христос изображён младенцем, угадывается тема Его страдания. Лик Божией Матери скорбен, поскольку Рождество и Распятие едины. А сорокадневный пост Спасителя, представленный на картине Ивана Крамского, можно назвать началом пути на Голгофу.

— Потому что Иисус голодал в пустыне?

— Потому что там Он преодолел испытания, чтобы вскоре выйти на решающую битву со злом. Евангелие рассказывает, что в пустыне дьявол трижды приступал к Спасителю с соблазнами. Сначала он призывал алчущего Богочеловека обратить камни в хлеб. Затем перенёс Его на вершину Иерусалимского храма со словами: «Если ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя». И, наконец, обещал власть над всеми земными царствами, если Христос поклонится ему.

— Разве Иисусу было трудно отказаться, ведь Он же Бог?

— Бог. Но и человек в полной мере, во всём подобный нам, кроме греха. Испытание в пустыне требовало от Христа предельного сосредоточения, молитвенного усилия, внутренней работы. Именно это хотел показать Иван Крамской в своей работе. Он так описывал Христа: «Усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит Он один между холодными камнями; руки крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена. Молчит так давно, что губы запеклись...».

— Но ведь всё это уже в прошлом! Иисус и в пустыне дьявола посрамил, и Воскрес. Наверное, правильнее показать Его людям Победителем, а не Страдальцем?

— Воскресение Христа и Его победа над смертью — безусловно, самая большая отрада для христианина. Но и память о том, что Он прошёл земной путь страданий и испытаний как человек, может быть утешительной. Об этом апостол Павел сказал: «ибо Господь Сам претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь».

— Кажется, я начинаю понимать. Вы хотите сказать, что в минуту испытания или сомнения человеку важно не только всемогущество Бога, но и Его... близость? Понимание?

— Ну, конечно, Наташенька. И Крамской свою картину в первую очередь адресовал тем людям, которые стоят перед нравственным выбором, борются с искушением.

— А хоть раз в жизни такой непростой выбор встаёт, наверное, перед каждым.

— И каждый может поразмышлять над полотном «Христос в пустыне» в Третьяковской галерее, вспомнить о том, что Победитель зла и смерти на себе испытал немощи человеческой природы. И попросить у Него помощи!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем