
Иван и Юрий Солоневичи
https://clck.ru/34um7x
Жаркий июль. Карельская глушь. По горным склонам, через непролазные леса и ржавые болота спешили двое. Отец и сын, Иван и Юрий Солоневичи бежали из советского лагеря в Финляндию. Им удалось перехитрить лагерное начальство и охрану, найти продовольствие и лекарства, проложить правильный маршрут к финской границе. Но вряд ли они смогли бы осуществить свой дерзкий план, если бы отца и сына не связывала самая тесная дружба.
Жизнь писателя и журналиста Иван Солоневича — длинный роман. И в каждой главе этого романа одним из главных персонажей был его сын Юрий. Мальчик родился в разгар Первой Мировой войны, скитался вместе с родителями — Иваном и Тамарой Солоневичами — по Югу России, потом вместе с ними поселился в подмосковной деревне Салтыковка.
Именно там, когда Юре исполнилось четырнадцать лет, он по-настоящему открыл своего отца. С «батькой», как Юра его называл, мальчик мог поговорить об Анатоле Франсе и Фениморе Купере, о театре или о марках. Отец и сын вместе ловили рыбу, вместе поднимали тяжести, вместе обустраивали деревенский дом. Во дворе дома на сосне Юра подвесил мешок с песком, а Иван обучал сына и еще троих ребят боксу. Сближали Солоневичей и путешествия: как корреспондент спортивных многотиражек Иван объехал половину Советского союза — от Карелии до Средней Азии — и часто брал с собой Юру.
Иван Солоневич был радикальным противником сталинской тирании, и в начале 1930-х годов у него созрел план побега заграницу. Супруга Тамара к тому времени уже работала в советском полпредстве в Германии, нужно было вывозить Юру. Первая попытка закончилась неудачей. В группу беглецов из страны, которая по плану под видом охотников должна была высадиться с поезда в Карелии и дойти до финской границы, затесался предатель — бывший белый офицер Николай Бабенко. В итоге все участники побега — Иван, Юра, брат Ивана Борис и несколько их друзей — оказались за решеткой.
Иван и Юрий оказались в одном и том же Беломорско-Балтийском лагере. Старший Солоневич, известный на всю страну специалист по спортивному делу, пообещал лагерному начальству организовать спартакиаду среди заключённых. Начальство заглотило наживку. Иван и Юра получили доступ к лагерным запасам и определённую свободу действий. Они смогли спокойно подготовиться ко второму побегу, который и совершили в июле 1932 года.
Оказавшись за границей, отец и сын осели в Болгарии. Здесь Иван и Юрий создали одну из самых ярких газет русского Зарубежья 1930-х годов — «Голос России». Иван стал редактором, а Юра — иллюстратором и корреспондентом. Бухгалтерию вела Тамара Солоневич, которая присоединилась к родным сразу же после их побега. Но счастье было недолгим. Советские диверсанты организовали несколько покушений на Ивана Солоневича, и во время одного из них погибла Тамара.
Ивану и Юре пришлось уехать в Германию, а после того как советские войска в 1945 году дошли до Померании, где жили Солоневичи, — бежать на запад, в зону английской оккупации. По дороге Иван захворал: желудочные боли были настолько сильными, что отец предлагал сыну бросить его. Юра отыскал доктора, который диагностировал у Ивана прободение язвы и предрек скорый летальный исход. Но Юра не оставил отца: он вёз его в повозке среди чемоданов, а ночью ухаживал за ним и повторял: «Мамочка, не дай ему умереть». Иван прожил ещё восемь лет.
В семейном фотоальбоме Солоневичей сохранилась фотография. Иван и маленький Юра отдыхают на опушке леса. Старший Солоневич сидит, а сын обхватил его сзади за шею. Оба в очках, оба беззаботно улыбаются. Это настоящее счастье — когда отец и сын вместе!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер