
Иван и Юрий Солоневичи
https://clck.ru/34um7x
Жаркий июль. Карельская глушь. По горным склонам, через непролазные леса и ржавые болота спешили двое. Отец и сын, Иван и Юрий Солоневичи бежали из советского лагеря в Финляндию. Им удалось перехитрить лагерное начальство и охрану, найти продовольствие и лекарства, проложить правильный маршрут к финской границе. Но вряд ли они смогли бы осуществить свой дерзкий план, если бы отца и сына не связывала самая тесная дружба.
Жизнь писателя и журналиста Иван Солоневича — длинный роман. И в каждой главе этого романа одним из главных персонажей был его сын Юрий. Мальчик родился в разгар Первой Мировой войны, скитался вместе с родителями — Иваном и Тамарой Солоневичами — по Югу России, потом вместе с ними поселился в подмосковной деревне Салтыковка.
Именно там, когда Юре исполнилось четырнадцать лет, он по-настоящему открыл своего отца. С «батькой», как Юра его называл, мальчик мог поговорить об Анатоле Франсе и Фениморе Купере, о театре или о марках. Отец и сын вместе ловили рыбу, вместе поднимали тяжести, вместе обустраивали деревенский дом. Во дворе дома на сосне Юра подвесил мешок с песком, а Иван обучал сына и еще троих ребят боксу. Сближали Солоневичей и путешествия: как корреспондент спортивных многотиражек Иван объехал половину Советского союза — от Карелии до Средней Азии — и часто брал с собой Юру.
Иван Солоневич был радикальным противником сталинской тирании, и в начале 1930-х годов у него созрел план побега заграницу. Супруга Тамара к тому времени уже работала в советском полпредстве в Германии, нужно было вывозить Юру. Первая попытка закончилась неудачей. В группу беглецов из страны, которая по плану под видом охотников должна была высадиться с поезда в Карелии и дойти до финской границы, затесался предатель — бывший белый офицер Николай Бабенко. В итоге все участники побега — Иван, Юра, брат Ивана Борис и несколько их друзей — оказались за решеткой.
Иван и Юрий оказались в одном и том же Беломорско-Балтийском лагере. Старший Солоневич, известный на всю страну специалист по спортивному делу, пообещал лагерному начальству организовать спартакиаду среди заключённых. Начальство заглотило наживку. Иван и Юра получили доступ к лагерным запасам и определённую свободу действий. Они смогли спокойно подготовиться ко второму побегу, который и совершили в июле 1932 года.
Оказавшись за границей, отец и сын осели в Болгарии. Здесь Иван и Юрий создали одну из самых ярких газет русского Зарубежья 1930-х годов — «Голос России». Иван стал редактором, а Юра — иллюстратором и корреспондентом. Бухгалтерию вела Тамара Солоневич, которая присоединилась к родным сразу же после их побега. Но счастье было недолгим. Советские диверсанты организовали несколько покушений на Ивана Солоневича, и во время одного из них погибла Тамара.
Ивану и Юре пришлось уехать в Германию, а после того как советские войска в 1945 году дошли до Померании, где жили Солоневичи, — бежать на запад, в зону английской оккупации. По дороге Иван захворал: желудочные боли были настолько сильными, что отец предлагал сыну бросить его. Юра отыскал доктора, который диагностировал у Ивана прободение язвы и предрек скорый летальный исход. Но Юра не оставил отца: он вёз его в повозке среди чемоданов, а ночью ухаживал за ним и повторял: «Мамочка, не дай ему умереть». Иван прожил ещё восемь лет.
В семейном фотоальбоме Солоневичей сохранилась фотография. Иван и маленький Юра отдыхают на опушке леса. Старший Солоневич сидит, а сын обхватил его сзади за шею. Оба в очках, оба беззаботно улыбаются. Это настоящее счастье — когда отец и сын вместе!
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема