— Знаешь, дядя Андрей, мне нравится Ивангород! Тут и рыцарский замок, и старинная крепость. И даже, вот, художественный музей есть.
— Он появился здесь в 1980 году. Приемный сын художника Ивана Билибина подарил тогда Ивангороду более ста работ из семейного собрания. Коллекцию разместили в доме купца Пантелеева — в этом особняке мы сейчас и находимся. Экспозиция весьма интересная, в ней есть уникальные экспонаты. Вот этот рисунок, например, — «Русские витязи гонят рыцарей».
— Карандашный эскиз, расцвеченный акварелью и тушью. Маленький совсем — шестнадцать на двадцать сантиметров. А что же в нём ценного?
— Это яркий образец уникальной техники Ивана Билибина! Оцени, какая чёткость выверенных линий. В молодые годы художник оттачивал мастерство по шесть-восемь часов в день и добился такого совершенства в работе, что коллеги прозвали его «железная рука».
— И стиль у него интересный.
— О, да! Билибинские рисунки по мотивам былин и сказок, непременно обрамлённые орнаментами, напоминают окошки в волшебный мир. В котором, кстати, можно увидеть очень много достоверных примет русской старины. Прялки и ларцы, сарафаны и душегреи, кружева и вышивки в работах Билибина полностью соответствуют исторической правде. И на рисунке «Русские витязи гонят рыцарей» шлемы, кольчуги, копья и мечи — именно такие, как были в средние века.
— Билибин изучал этнографию?
— Да, причем не только в теории, но и на практике. В 1902 году Иван Яковлевич по заданию этнографического отдела Русского музея совершил экспедицию в Архангельскую губернию. Он говорил тогда: «Мы открыли, точно Америку, старую Русь, покалеченную и покрытую пылью. Но и под пылью она так прекрасна, что хочется её вернуть!». И в дальнейшем в своём творчестве Билибин служил этой идее.
— Рисунок «Русские витязи гонят рыцарей» — тому подтверждение. Он посвящён какой-то битве?
— Да, здесь изображено Ледовое побоище на Чудском озере. Как ты помнишь, 5 апреля 1242 года Александр Невский со своими воинами вышел на бой с рыцарями Ливонского ордена и одержал победу. Иван Билибин в своём рисунке передал те события ёмко и красноречиво. Взгляни — изображение разделено по диагонали. В левой нижней части представлены немецкие рыцари, в правой верхней — русские витязи. У противников лиц не видно. Выписанные чёрной тушью вражеские шлемы, мечи, забрала расположены хаотично. Они, словно ком с горы, катятся с нашей земли под напором богатырей. А витязи расцвечены алым — они словно озарены солнцем.
— Это какую-то книгу иллюстрировал Билибин?
— Да, он работал над собранием былин «Слово о стольном граде Киеве и русских богатырях».
— Дядя Андрей, а почему вот тут, смотри, у рыцарей на доспехах нарисована фашистская свастика?
— Потому что Билибин создал этот рисунок в ноябре 1941 года — в начале Великой Отечественной войны. Художник в то время жил в осаждённом Ленинграде. Он хотел подчеркнуть в своей работе, что и фашистов русские люди одолеют, как некогда рыцарей Ливонского ордена.
— Представляю, как он радовался, когда эта его надежда осуществилась.
— Наверняка радовался, но только уже не на этом свете. Иван Билибин отказался эвакуироваться из блокадного Ленинграда со словами: «Из осаждённой крепости не убегают. Её защищают». И работал до полного изнеможения. Художник умер от голода в феврале 1942 года. Эскиз «Русские витязи гонят рыцарей» — один из последних его рисунков.
— И в нём Билибин раскрылся и как профессионал, и как человек, горячо любящий родину. Достойный итог жизни.
— И всякий, кому посчастливиться побывать в Ивангороде, почтит память художника-патриота.
«Рисунок Ивана Билибина „Русские витязи гонят рыцарей“ можно увидеть в Ивангородском художественном музее».
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







