— Смотри, дорогая, — Смольный монастырь на картине Айвазовского. Надо же — зашли в Феодосийскую картинную галерею и увидели место, где будет учиться наша Леночка.
— Ну что ты, Саш. При чем тут монастырь? Она в Санкт-Петербургский государственный университет поступила.
— Так в бывших монастырских помещениях её факультет и размещается.
— Не может быть!
— Не веришь мне — давай спросим кого-нибудь. Вот мужчина явно образованный. Простите, вы, случайно, не в курсе, что сейчас находится в здании Смольного монастыря в Питере?
— Я? В курсе. Там расположились несколько факультетов госуниверситета — одного из старейших образовательных центров в России.
— Вот туда наша дочка и поступила. Мы сами-то из Перми. А здесь, в Феодосии, отдыхаем. Зашли вот посмотреть бушующее море Айвазовского в подлинниках.
— И оказалось, что он не только море рисовал! Не могу налюбоваться на храм в золотых рассветных лучах на картине «Смольный монастырь!». Неужели и в нём теперь тоже учебные аудитории?
— К счастью, нет. Хотя собор Воскресения Христова, ставший смысловым центром полотна Айвазовского, немало пострадал в годы советской власти, но с 2009 года под его сводами вновь совершаются богослужения.
— Он, наверное, очень древний?
— Всё относительно. Картине, перед которой мы стоим, он почти ровесник. Айвазовский написал этот пейзаж в 1849 году, а Смольный собор достроили в 1835-ом.
— Достроили? То есть, заложен он был раньше?
— Гораздо раньше! У Смольного монастыря непростая история. Императрица Елизавета Петровна пожелала основать на берегах Невы женскую обитель, чтобы принять там постриг в старости. В 1749 году придворный архитектор Растрелли разработал проект, рабочие приступили к возведению храма и келейных корпусов. Но вскоре началась семилетняя война с Пруссией, строительство пришлось заморозить. Возобновили его только в 1762-ом, уже при Екатерине.
— А ведь она не жаловала монастыри!
— При Смольном царица учредила институт благородных девиц. Она поручила инокиням заниматься воспитанием девочек, но потом сочла эту идею неудачной, объявила, что монастырь не имеет будущности и упразднила его. И собор при Екатерине так и не достроили. Многие годы он стоял неотделанным, подвалы оказались затоплены водой, трещины на сводах грозили обрушениями. Только при Николае Первом храм обрёл законченные формы, был украшен, в нём зазвучали молитвы. И монастырь возобновили тогда же, в середине девятнадцатого века.
— Представляю, как горько было горожанам много лет видеть недостроенный собор.
— Но как они, должно быть, обрадовались, когда в храме начались службы! Мне кажется, это даже на картине Айвазовского отразилось.
— Так и есть. Как человек глубоко верующий, Айвазовский сочувствовал непростой судьбе обители. В то время, когда собор ожил, художник по личным причинам часто бывал в Петербурге. Так, в 1847 году он стал профессором Санкт-Петербургской академии художеств. А еще год спустя женился на Юлии Гревс, которая желала жить исключительно в северной столице. Иван Константинович воочию наблюдал добрые перемены в истории монастыря и запечатлел на картине своё отношение к ним.
— Но как возможно выразить отношение к чему-либо на холсте?
— Хотя бы с помощью символов. Художник использовал такие говорящие детали, как рассвет над собором, корабль с парусами, золотыми от солнца. В эмоциональной насыщенности и состоит ценность картины «Смольный монастырь». Пусть по сравнению с монументальными полотнами Айвазовского небольшой этюд выглядит скромно, он дышит радостью и надеждой.
«Картину Ивана Айвазовского „Смольный монастырь“ можно увидеть в Феодосийской картинной галерее».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер