
Фото: Piqsels
Об Успении Богородицы не говорится в Евангелиях или Деяниях апостолов. Сочинения, рассказывающие об этом событии, датируются четвёртым - пятым веками и содержат некоторые различия. Церковь не включила эти источники в корпус священных книг Нового Завета, но не сомневается в их основной мысли - что Дева Мария блаженно почила, Её душа, а затем и тело были приняты Её Сыном Иисусом Христом.
Успение Богородицы первыми начали отмечать в пятом веке христиане Сирии. Тогда праздник назывался "Память Блаженной". Торжества проходили в августе и длились целую неделю. В первый день вспоминали то, как чудесным образом все апостолы из разных уголков света были собраны в доме, где жила Дева Мария. Во второй день чтили само Успение Богоматери, в третий - то, как не успевший проститься с Богородицей апостол Фома нашёл гробницу Девы опустевшей. В другие дни вспоминались разные качества и добродетели Царицы Небесной.
Вскоре почитание Успения Богоматери распространилось из Иерусалима по всему христианскому миру. Одним из достоверных свидетельств этого является переписка византийской императрицы Пульхерии и патриарха Иерусалимского Ювеналия. В четыреста пятьдесят первом году она построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия написала в Иерусалим с просьбой разрешить забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо. Патриарх прислал императрице святыни, связанные с Богоматерью, которые потом с честью хранились во Влахернском храме. А в Константинополе появилась традиция праздничного шествия в честь Успения Богородицы.
В конце шестого века император Маврикий издал эдикт, в котором для всей Византийской империи была закреплена единая дата празднования - пятнадцатое августа. В этот день отмечают торжество и сейчас, только западные христиане и некоторые православные Церкви - по новому стилю.
Во многих государствах, например, Австрии, Германии, Греции, в Испании, Италии и Португалии Успение Богородицы - официальный праздник. В Австрии есть традиция освящать в храмах на Успение букеты из луговых и целебных трав. Причём необходимо использовать не менее девяти видов растений, среди которых базилик, тысячелистник, зверобой, валериана, чабрец.
В Португалии рыбаки считают Богоматерь своей особой покровительницей и стремятся освятить на Успение свои суда и лодки.
В Греции в праздник Успения Богородицы проходят торжественные крестные ходы, ярмарки, парады духовых оркестров. Множество паломников стремится попасть на остров Тинос. Здесь находится главная святыня Греции - чудотворная икона Царицы Небесной «Великое Радование». Дорога от порта до храма с этой святыней называется «Покаянным путём». Некоторые паломники проходят его на коленях: одни так благодарят Божию Матерь за милость, другие молят Царицу Небесную о заступничестве и избавлении от бед.
2 августа. О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто не со Мною, тот против Меня».
О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию — епископ Черняховский и Славский Николай.
Духовная жизнь — это постоянный выбор, непрестанная, напряжённая борьба. Чтобы не сравнивать с военными действиями, давайте сравним это с перетягиванием каната. Ну, мы знаем, что две команды берут канат, и каждый пытается перетянуть на свою сторону. На чьей стороне окажется канат, тот победил.
И представьте себе, если члены команды будут проявлять нейтральность. Ну, просто не тянуть изо всех сил — что произойдет? Их просто перетянут на сторону противника, и они ещё и упадут.
Так же и в духовной жизни: если не делаешь выбор за Христа, значит, ты на стороне противника, а противник наш — дьявол.
Эти слова Евангелия имеют еще одно следствие. Я слышал такое мнение, что, ну, вот пока я не пришёл к Церкви, пока я не поверил в Бога, я подожду до старости, когда придёт время, тогда я сделаю свой выбор.
Получается, человек себя обманывает. Он собирается всю жизнь быть против Христа. Одно дело, что он может не успеть, а другое дело, что он всю жизнь, получается, не был на стороне света и вдруг в конце жизни собрался перейти туда. Так не бывает.
Борьба за правду, борьба за место со Христом происходит всю жизнь, каждый момент времени и с напряжением всех сил. Только так можно быть с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О законе и любви

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Любовь есть исполнение закона».
О законе и любви — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь — это в первую очередь усилие воли. Я хочу любить. Дальше это усилие воли хорошо, когда оно поддерживается, например, добрыми чувствами, хотя бы симпатией, если мы говорим о любви человека к человеку.
Неважно, какая это любовь — брачная или это любовь между коллегами по работе, в храме или ещё какая-то. Есть многообразные проявления любви в отношениях между людьми. Хорошо, когда там есть хотя бы симпатия.
И дальше наше усилие воли — я хочу любить этого человека. Мы, например, не выбираем наших детей, но наша родительская воля, именно воля, не просто родительский инстинкт или родительские чувства, а именно родительская воля побуждает нас любить наших детей такими, какие они есть.
Хотя мы, бывает, стараемся и воспитывать их, и гневаемся, и раздражаемся иногда общим. Но направленность воли позволяет этой любви родительской цвести.
Точно так же происходит и в браке, потому что первоначальные чувства могут ослабнуть. Больше того, это иногда вредные и странные чувства, которые вовсе не являются христианскими.
«Жена, которую Ты, Господи, дал мне, — мы знаем эти слова Адама, — дай мне полюбить её настоящей христианской любовью». «Муж, которого Ты, Господи, дал мне, — дай мне полюбить его. Я приложу все усилия, — и Господь отвечает на эту молитву. — Поэтому дай мне, Господи, исполнить закон, потому что Ты сказал, что в этом и есть любовь».
И, конечно, мы начинаем любить, в том числе, и закон, и он начинает сам жить в нашем сердце.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О страданиях пророков

Сегодня 2 августа. В День памяти Пророка Илии, жившего в IX (девятом) веке до Р. Х. за богослужением читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Иакова, где есть слова: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним».
О страданиях пророков — игумен Лука (Степанов).
Большинство пророков были в своём служении вовсе не прославляемы, не почитаемы, а гонимы и предаваемы смерти лютой. И это плата за истину, которую они возвещали.
Как говорит апостол, не по своему вдохновению говорили они, но от Духа Божьего воодушевлённые. И их слово не есть их слово, это только соавторство. Их собственная историческая реальность, культурная, разные были степени образованности, сказывалось некоторым образом на форме, но содержание пророчеств — это откровение Бога о самом себе, это то, из чего мы узнаём о Боге.
Поэтому они, по ревности собственного сердца (особенно о пророке Илье это говорится, ревнителем его называют, как и сам он о себе говорит: «Возревновал я о Боге Израилевом, о верности ему народа, от него отпадающего»), придавались бесконечным гонениям.
Но при этом это слово звучало, из поколения в поколение Господь воздвигал пророка на смену ушедшему пророку.
И таким образом завершается эта золотая пророческая цепь Иоанном Крестителем, который именуется уже Предтечей, который уже непосредственно указывает своей десницей на Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира.
Все выпуски программы Актуальная тема