Об Успении Богородицы не говорится в Евангелиях или Деяниях апостолов. Сочинения, рассказывающие об этом событии, датируются четвёртым - пятым веками и содержат некоторые различия. Церковь не включила эти источники в корпус священных книг Нового Завета, но не сомневается в их основной мысли - что Дева Мария блаженно почила, Её душа, а затем и тело были приняты Её Сыном Иисусом Христом.
Успение Богородицы первыми начали отмечать в пятом веке христиане Сирии. Тогда праздник назывался "Память Блаженной". Торжества проходили в августе и длились целую неделю. В первый день вспоминали то, как чудесным образом все апостолы из разных уголков света были собраны в доме, где жила Дева Мария. Во второй день чтили само Успение Богоматери, в третий - то, как не успевший проститься с Богородицей апостол Фома нашёл гробницу Девы опустевшей. В другие дни вспоминались разные качества и добродетели Царицы Небесной.
Вскоре почитание Успения Богоматери распространилось из Иерусалима по всему христианскому миру. Одним из достоверных свидетельств этого является переписка византийской императрицы Пульхерии и патриарха Иерусалимского Ювеналия. В четыреста пятьдесят первом году она построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия написала в Иерусалим с просьбой разрешить забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо. Патриарх прислал императрице святыни, связанные с Богоматерью, которые потом с честью хранились во Влахернском храме. А в Константинополе появилась традиция праздничного шествия в честь Успения Богородицы.
В конце шестого века император Маврикий издал эдикт, в котором для всей Византийской империи была закреплена единая дата празднования - пятнадцатое августа. В этот день отмечают торжество и сейчас, только западные христиане и некоторые православные Церкви - по новому стилю.
Во многих государствах, например, Австрии, Германии, Греции, в Испании, Италии и Португалии Успение Богородицы - официальный праздник. В Австрии есть традиция освящать в храмах на Успение букеты из луговых и целебных трав. Причём необходимо использовать не менее девяти видов растений, среди которых базилик, тысячелистник, зверобой, валериана, чабрец.
В Португалии рыбаки считают Богоматерь своей особой покровительницей и стремятся освятить на Успение свои суда и лодки.
В Греции в праздник Успения Богородицы проходят торжественные крестные ходы, ярмарки, парады духовых оркестров. Множество паломников стремится попасть на остров Тинос. Здесь находится главная святыня Греции - чудотворная икона Царицы Небесной «Великое Радование». Дорога от порта до храма с этой святыней называется «Покаянным путём». Некоторые паломники проходят его на коленях: одни так благодарят Божию Матерь за милость, другие молят Царицу Небесную о заступничестве и избавлении от бед.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница