Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы двадцать пятого марта по юлианскому календарю, ровно за девять месяцев до Рождества Христова. В современном календаре это — седьмое апреля.
Благовещение было в числе самых первых христианских торжеств. Самые ранние изображения сцены встречи Архангела Гавриила с Пресвятой Девой Марией были найдены на стенах храмов-катакомб второй половины второго — начала третьего века.
Великий мыслитель Церкви Иоанн Златоуст, живший в четвёртом веке, в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников».
Это неудивительно. Ведь Благовещение — это начало исполнения Божьего замысла о спасении человеческого рода.
Есть известное изображение сцены Благовещения авторства доминиканского монаха Фра Беато Анджелико. На заднем плане картины автор поместил рыдающих Адама и Еву, которых ангел выгоняет прочь из райского сада.
Эти два сюжета живописец свёл не случайно. Ведь призыв Гавриила: «Радуйся, Благодатная!» стал первой радостной вестью человечеству после грехопадения. Люди были прокляты вместе с Адамом и Евой, и вот теперь, вместе с Девой Марией мы слышим призыв радоваться.
Поэтому Благовещение христиане долгое время помещали в центр символического мирового календаря. Считалось, что Воплощение Сына Божия случилось в день сотворения человека, а позже в этот же день произошло Воскресение Христово. От даты Благовещения отсчитывали другие праздники: Рождество Христово, Зачатие и Рождество пророка Иоанна Предтечи.
Постепенно Благовещение и Пасха были разнесены в календаре. Но иногда эти торжества совпадают. Такое событие называют «Кириопасхой». В последний раз Кириопасха была в тысяча девятьсот девяносто первом году. Ближайшая наступит в две тысячи семьдесят пятом.
В конце четвёртого — начале пятого века Благовещение стало общецерковным праздником. Большую роль в этом сыграла экспедиция в Святую Землю императрицы Елены, матери святого императора Константина. Её задачей было обнаружить археологические свидетельства евангельских событий. Тогда в Назарете были найдены реликвии Благовещения: колодец и предполагаемый дом Девы Марии и праведного Иосифа. Святая равноапостольная Елена заложила на месте святынь христианские храмы.
Удивительно, но само название праздника устоялось не сразу. Ранее его именовали «День приветствия», «возвещение», «приветствие Марии». «Благовещение» — славянская калька с греческого «благая весть». Знакомое слово! Ведь именно так называются самые главные части Нового завета. «Евангелие» — буквально значит «благая весть».
Благовещение приходится на Великий пост. По церковному уставу в этот праздничный день пост смягчается. Причём главное послабление, по церковным представлениям — это отнюдь не разрешение на рыбу или вино. Дело в том, что в будние дни Святой Четыредесятницы не служится обычная литургия, не происходит Таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Но в Благовещение литургия пышная, праздничная, радостная. Она — как передышка внутри Великого поста. И в благой вести Пресвятой Богородицы нам слышатся отзвуки другого радостного приветствия, Пасхального «Христос Воскресе!»
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.