
Фото: PxHere
В годы царствования Екатерины Второй художником при дворе долгое время служил датский живописец Виргилиус Эриксен. В начале 1770-х годов он написал портрет императрицы. Сегодня это полотно хранится в Государственном Эрмитаже. Екатерина изображена на нём в традиционной русской одежде. И даже голову правительницы на портрете венчает не корона Российской Империи, а кокошник — традиционный головной убор с очень интересной историей.
Первые упоминания о кокошнике встречаются в исторических документах XVI-XVII веков. Однако, как полагают искусствоведы, появился он ещё раньше, и напрямую связан с древними славянскими головными уборами. Изначально кокошник был предметом роскоши. Он упоминается в списках имущества цариц и боярынь, купеческих жен, а с XVII века — и богатых крестьянок.
Несмотря на то, что сегодня одетыми в кокошник мы, как правило, представляем себе сказочных «красных девиц», этот головной убор был вовсе не девичьим. Традиционно кокошник на Руси носили замужние женщины. По своей конструкции он представлял собою закрытый головной убор, и являлся признаком семейного статуса. Само слово «кокошник» восходит к древнерусскому «кокошь» — так называли курицу. С одной стороны, убор по своей форме действительно в чём-то схож с куриным гребешком. С другой — образ курицы-наседки служил символом матери большого семейства. По традиции, впервые кокошник надевали женщине сразу после венчания.
Кокошник был праздничным головным убором. Богато украшенный жемчугом, перламутром, стеклярусом и золотым шитьём кокошник женщины надевали на праздничные Богослужения или другие важные торжества. Часто кокошники передавались из поколения в поколение. Стоимость самых дорогих кокошников достигала нескольких тысяч рублей серебром. В сельской местности далеко не каждая крестьянка могла позволить себе иметь кокошник. Нередко головной убор был одним на всё село — и невесты в день свадьбы брали его напрокат. В разных областях России кокошник называли по-разному: златоглав, бархатник, кика, шамшура.
После реформ Петра Первого, когда в одежде аристократии стал преобладать европейский стиль, традицию ношения кокошника сохранили купчихи, горожанки и крестьянки. Однако впоследствии уважение русскому кокошнику выказывали и монархи. При Николае I кокошник стал обязательной деталью придворного костюма для дам из свиты императрицы. Правда, это были уже не настоящие кокошники, а стилизация, которая позволяла дамам не прятать причёску. Супруга Александра III, императрица Мария Федоровна, собрала коллекцию русских кокошников, которую впоследствии передала Историческому музею.
Традиции, связанные с кокошником, сохранялись в среде крестьянства вплоть до революционных событий начала XX века. И в наши дни кокошник остаётся одним из символов России.
Все выпуски программы Открываем историю
1 ноября. Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова сотника, сказанные Христу: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника — протоиерей Илья Кочуров.
Сотник, а это, сразу надо сказать, не иудей, не человек, живущий по закону Моисея, а язычник, который трудится и работает на Римскую империю. Он приходит ко Христу, чтобы просить его не за какого-нибудь своего близкого, родственника или друга.
Отрок, как здесь имеется в виду, — это слуга. Сотник, довольно высокопоставленный военный чиновник, обращается ко Христу, то есть он превозмогает свою гордыню, переступает через своё положение и идёт заботиться о слуге.
Это, конечно, для нас очень яркий пример того, как мы должны относиться ко всем своим ближним. Не только тот, кто нам близок или очень дорог, а любой человек, кто находится рядом с нами в данный момент, заслуживает нашего особого внимания и нашего милосердного участия.
И как мы видим в данном случае в Священном Писании, Господь тут же отвечает на веру сотника. Он действительно говорит лишь одно слово, и слуга тут же исцеляется.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О помощи святого преподобного Иоанна Рыльского при молитвенном обращении к нему

Сегодня 1 ноября. Церковь празднует Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.
О помощи святого при молитвенном обращении к нему — священник Николай Конюхов.
К этому святому в своё время обращалось множество людей, у которых были дети вольны беснованием. И, как и многие древние подвижники, у него получалось с помощью молитвы, с помощью своей глубокой веры и подвижнической жизни исцелить их от этого недуга.
И пускай сейчас мы не всегда наблюдаем вот это такое страшное явление беснования открыто, хотя до сих пор в некоторых местах есть такие свидетельства. Тем не менее, даже просто в нашей повседневной жизни мы сами иногда заболеваем неким недугом, который со стороны выглядит как беснование. Когда мы в злобе кричим на детей, когда мы находимся в состоянии какой-то надменности и гордыни, когда у нас случаются какие-то греховные приступы, мы сами как одержимы злым духом.
И как важно иметь таких важных помощников, защитников, как преподобный Иоанн, которые могут нам в эту минуту помочь. И вспомним о том чудодейственном даре, которым обладал преподобный Иоанн, и попросим его о помощи, чтобы нам избавиться от этого злого одержания.
Есть надежда, что преподобный Иоанн поможет нам вместо продолжающегося беснования остановиться и, от сердца помолившись, очиститься от вот этого злого духа и проявить к ближним любовь, а не злобу.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов

Сегодня 1 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов — игумен Лука (Степанов).
После великой битвы на Куликовом поле князь Дмитрий Донской, получивший благословение самого преподобного Сергия на эту победоносную, важнейшую для нашего Отечества битву, велел поминать воинов, отдавших жизни свои за наше Отечество, церковным чином, поскольку не все имена погибших воинов были известны.
О тех, кто был поименован, возносились усердные молитвы, но общее церковное поминовение о всех вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, было установлено совершать в субботу, накануне празднования Дня Ангела благоверного князя Дмитрия, Дня памяти великомученика Димитрия Солунского, мироточивого, образ которого предшествовал нашим войскам и благодатная помощь которого всегда исповедовалась самим нашим благоверным князем.
Так вот, в субботу, накануне Дня памяти великомученика Димитрия, установлено с тех времен совершать эту вселенскую панихиду, всеобщее поминовение усопших, в которой мы единодушно молимся об упокоении душ наших героев, в прежние века и в наше время отдавших жизни свои за други своя, защищая наше православное Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема







