Недавно меня пригласили на передачу, где обсуждался вопрос, должны ли современные подростки финансово помогать родителям. Экспертов было восемь: одни говорили «за», другие – «против». Я была в числе тех, кто «за».
У нас был очень харизматичный ведущий. Он чётко знал, что сказать, когда сказать и кому. И вот, на протяжении почти часовой записи этой программы, он очень много раз акцентировал внимание участников на современное состояние нашей страны:
– А что вы хотите? – говорил он, – Кризис.
Не принимая ничью сторону, употреблял он слово «кризис» с разной интонацией. С усмешкой. С досадой. С огорчением. Соглашался, что в кризис главное не заменить подростковым трудом первостепенное значение образования, и тут же приводил примеры собственной жизни, когда о́н, опять же, в кризис, торговал на рынке овощами в свои пятнадцать, приобретая навыки финансовой грамотности. И был, как и положено ведущему, вполне себе обособленной фигурой.
Ответить на вопрос, должны ли подростки работать в условиях современного кризиса, мы так и не смогли. Да это и не удивительно: тема многогранная и очень сложная. Но мне в результате всего этого часового обсуждения, вспомнился рассказ одного моего знакомого дедушки. Ему уже восемьдесят с чем-то, он военный музыкант.
Во время войны, будучи ещё мальчишкой, он каждое лето ходил на прополку овощей или на пастбище – выгуливать коров. Зимой же, помогал ухаживать за спецтехникой и чистил снег у ангаров. За работу в свои десять или одиннадцать лет он получал 500 граммов хлеба в день (это ли не помощь, когда в доме, кроме мамы и папы, ещё трое малышей по лавкам?). И вот, что интересно: одновременно такой нелёгкой работой этот мальчишка умудрился к своему совершеннолетию мастерски освоить трубу и поступить в военное музыкальное училище! И это в условиях войны – жуткого голода и страха, а не в какой-то там кризис, когда нам вместо сыра с плесенью на прилавки выкладывают невзрачные «Российский» с «Гаудой».
…Часто, за неимением сравнения, мы не понимаем, насколько хороши те условия, в которых мы живём. Эта проблема одинаково актуально как для детей, так и для взрослых. И, говоря о современном кризисе, мотивируя им, например, возможность финансовой помощи детей – родителям, не стоит, наверное, придавать этому периоду статус какой-то особой проблемы. У современного подростка есть совершенно свободный выбор – обедать или не обедать, учиться или работать, помогать родителям или нет. Во времена настоящего кризиса о таком выборе даже не думают! И, дай Бог, чтобы выбор (и у нас, и у наших детей) был всегда: чтобы сегодняшний кризис никогда бы не превращался в настоящий.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова