
В начале моего воцерковления я во всем искала присутствие Божие. Подтверждение своей вере. Знамений. И находила. Много удивительных историй со мной происходило в то время. Но мне всё было мало.
Я отправилась в Иерусалим. В Храм Гроба Господня.
Помню трепет, с которым зашла внутрь. Глаза после солнечной улицы с трудом различали камень помазания и толпы туристов.
Поднялась на Голгофу. В полутьме горели лампадки. Глаза привыкли к слабому освещению и различили крест. На котором распяли Христа. На том самом месте, где проходила казнь. Вот она — история двух тысяч лет в одном помещении. А как будто всё происходит в эту самую минуту.
Прости нас, Господи.
Спустилась к кувуклии — пещере, в которой находится Гроб Господень. Она — в центре храма. Тут был погребён Иисус Христос после распятия и на третий день воскрес. Евангельские события один за другим оживали в памяти.
Захожу внутрь кувуклии. В предел Ангела. Вижу камень, на котором ангел сидел, когда жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа. А ангел сказал им, что Христос Воскрес. Вот — то место, где лежал наш Бог, каменная плита. Всё незнакомо и в то же время узнаваемо.
Едва успела приложиться ко Гробу Господню, смотритель поторопил, пригласил на выход. Людей много, задерживаться нельзя. Снова вышла в храм. Увидела группу экскурсантов и примкнула к ним.
Экскурсовод как раз рассказывала про камень, на котором Христа бичевали. Она заверила, что можно приложить ухо к стеклянной витрине, в которой стоит камень, и услышать удары кнута или шум толпы. Но не всем.
По одному люди стали подходить и прослушиваться. Кто-то говорил, что слышал, кто-то — нет. И те, кто не слышал, обвиняли услышавших в играх фантазии. Вся эта картина подогревала интерес, — услышу ли я.
Подошла моя очередь. Я склонилась над витриной и почувствовала холод стекла. Сосредоточилась. Тишина. Я чуть сдвинулась. Ничего. Повернулась другим ухом. И вдруг отчётливо услышала свист плетей и их хлёсткие удары.
Закрыла глаза и замерла от этих звуков. Я боялась дышать, хоть чуть сдвинуться, чтобы не потерять услышанное. Меня поторопили. С трудом заставила себя отлепиться. Как такое возможно? Прокручивала в голове эти звуки и не могла найти им объяснение.
Я провела в Израиле еще несколько дней. Ездила по святым местам. Напитывалась удивительной атмосферой тех земель, по которым холил Спаситель.
В день отлёта я снова вернулась в храм Гроба Господня. К тому камню. Удивительно, но людей почти не было. Доступ к камню был открыт. Я подошла, помолилась... Исследовала каждый сантиметр стеклянной витрины. Прикладывала то одно, то другое ухо. Ничего не слышно. Да что ж такое!
«Господи, дай мне знак!» — молила я. А в ответ — тишина.
Уже скоро самолёт, а я всё от камня отойти не могу. Пришлось оставить это пустое дело. Разочарованная, отправилась в обратный путь. Уже на борту самолёта я почувствовала, что у меня закладывает уши. Затем они страшно разболелись.
Дома я ещё три недели лечила отит. Врач пошутил, объясняя мне причину заболевания. Сказал: «Ты слишком долго грела об ледяное стекло над камнем».
Но я понимала, что причина и в том, что я искушала Господа. «Дай мне знамения» — кричал мой внутренний фарисей. В Евангелии от Матфея мы читаем, как дьявол искушал Христа: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей». Иисус ответил ему: «написано также: не искушай Господа Бога Твоего».
Этим Христос учит нас смирению и кротости. Не искать знамений и подтверждений, а довериться Господу. Вера — это уверенность в невидимом. Она не нуждается в доказательствах.
Ничего с тех пор от Бога не требую. Урок прошла и практикой-лечением закрепила. Не искушать, но за всё благодарить.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело