
Фото: Rasa Kasparaviciene/Unsplash
Искренность — замечательное качество, которым может обладать человек. Литературный критик 20-го века Владимир Померанцев и вовсе возводил искренность на удивительную высоту. Он писал так: «Искренность — основное слагаемое той суммы даров, которую мы именуем талантом». Церковнославянские тексты и вовсе говорят о любви к «искреннему». Но имеют ввиду они несколько иное.
Со словом «искренний» в Библии мы встречаемся неоднократно. Например, Иисус сын Сирахов (ветхозаветный автор) так передаёт заповедь Бога: «и рече им: внемлите от всякия неправды. и заповеда им комуждо о искреннем» — «и сказал им (Бог): берегитесь всякого беззакония. И заповедал каждому из них о ближнем». Ну вот, собственно, мы и узнали, что такое «искренний». Искренний — это ближний, то есть человек, к которому нужно проявить заботу и внимание. Во времена Ветхого Завета евреи считали, что ближним-«искренним» может быть только их соплеменник. Христос изменил представление об «искреннем» — ближним стал считаться в принципе любой человек. В полноте это отношение проявляется, например, в книге о милосердном самарянине. Он проявил милость к иудею, хотя между их народами имелась лютая вражда. В языковом плане слово «искренний» восходит к понятию «корень». Если помнить, что все люди происходят от одного корня (от Адама), то начинаешь относиться к окружающим значительно добрее. Как же церковнославянский «искренний» дал жизнь искреннему в современном понимании? Всё просто — с кем мы ведём себя искренно? С близкими нам людьми — то есть ближними или по-славянски «искренними».
Итак, запомним, церковнославянское слово «искренний» в переводе на русский язык означает «ближний».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема